Портал для гитаристов
gtars.ru

Гитарный эффект — тремоло

тремоло

реклама тремоло

Тремоло — это один из наиболее узнаваемых гитарных эффектов, впервые приобретший популярность еще в середине прошлого века, но до сих пор не потерявший актуальность. Данный эффект представляет из себя амплитудное вибрато, реализующее периодическое изменение уровня громкости (амплитуды сигнала).

амплитуды сигнала

Для обычного человека, тремоло воспринимается так, как если бы на гитаре, во время игры, очень быстро вращали ручку громкости, из одного крайнего положения в другое.

Однако, такое представление поверхностно, эффект тремоло гораздо глубже чем может показаться на первый взгляд, имеет богатую историю и огромное количество вариантов исполнения. В данном цикле статей, мы постараемся максимально подробно, осветить такой эффект, как тремоло.

tremolo

Первое механическое тремоло

Впервые механическое устройство, способное изменять громкость по заданному алгоритму, появилось в 1555 году, в церкви Маггиори города Сан-Мартино, Италия.

Данный механизм являлся частью местного органа, куда помимо него входили: барабаны и колокола с механическим управлением, а так же причудливые устройства имитирующие птичьи крики и шум природы, на тот момент — это был революционный музыкальный инструмент.

церковь маггиори
На фото представлена отреставрированное убранство церкви Маггиори.

Эффект тремоло достигался следующим образом, механизм открывал и закрывал диафрагму, при этом изменяя давление воздуха, а вместе с этим — громкость и высоту звука.

Да, механизм в церкви Маггиори был не только тремоло, но и вибрато, инженеры того времени задолго предвосхитили изобретение Лео Фендера.

Первое тремоло в формате стомпбокс

В 1941 году компания DeArmond, представила первый в мире прибор реализовывающий эффект тремоло в формате стомпбокса. Tremolo Control имел привычный на сегодняшний день вид, в формате небольшой металлической коробки, располагать его предполагалось так же во вполне привычном месте — между усилителем и инструментом.

Tremolo Control De Armond

Изначально Tremolo Control предназначался для установки на электропианино Storytone, от компании Story & Clark. Прибор располагался под крышкой, рядом с клавиатурой инструмента, обеспечивая тем самым быстрый доступ к настройкам и при этом никак не влияя на внешний вид инструмента, что можно увидеть и на фото ниже.

Storytone
Электропианино Storytone от компании Story

Однако, уже в 1947 году, компания DeArmond расширила рынок сбыта тремоло, предложив его гитаристам. Как гласила рекламная брошюра: «Гитарные соло теперь будут иметь успех, а гитарист сможет гордится своей работой.

А ставшие утомительными простые аккорды, с тремоло станут красивыми и освежающими…» Но, даже не смотря на широкую рекламу, тремоло не имело большого успеха.

реклама тремоло

Конструктивно Tremolo Control — это очень странное электромеханическое устройство. Внутри маленькой металлической коробки, помещался электродвигатель с ведущим шпинделем, который вращает сосуд, содержащий электролитическую жидкость.

Электрический сигнал пробегает эту жидкость, а поскольку она вращается вместе с сосудом вверх и вниз, сигнал проходит ее не равномерно, тем самым формируя эффект.

Tremolo Control

Не смотря на архаичность, даже сегодня некоторые музыканты используют этот прибор, в частности Bo Diddley и Billy F Gibbons, последний очень активно использовал его на альбоме ZZ Top -Rhythmeen (1994).

Первые ламповые тремоло

К концу сороковых годов, наличие в усилителях тремоло стало вопросом времени. Пальма первенства в этой гонке, по праву принадлежит основателю компании Danelectro Натану Дэниэлу, который разработал свой усилитель в 1947 году, однако уже в 1948 появился ответ от Gibson — GA-50T.

Gibson - GA-50T
GA-50T от Gibson

Вслед за Gibson подсуетились и их бессменные конкуренты Fender, выпустив свой легендарный Tremolux.

Tremolux Fender
Tremolux от Fender

Tremolux как и их конкуренты, использовал биас моделирующие тремоло (Bias Wiggle). Данный тип тремоло влиял на напряжение смещения лам (в случае с Tremolux — это всего лишь половина 12AX7 ), приводя к плавному и естественному возрастанию и затуханию уровня громкости.

Первое оптическое тремоло

Следующим этапом развития эффекта — стало применение в схеме оптопары. В частности, одни из первых усилителей на оптике были Fender Blackface.

Fender Blackface
Blackface от Fender

Сердцем эффекта тремоло в Blackface, была оптопара, использующая неоновый свет, принцип работы которой заключался в том, что фотоэлемент реагировал на горящий свет, соответственно чем ярче свет — тем глубже был эффект тремоло, чем быстрее свет мерцал — тем выше была скорость эффекта.

Такое решение, в плане звука давало большую глубину и отрывистость (Choppy) по сравнению с ламповыми тремоло предыдущего поколения.

Данные звуковые характеристики, очень полюбились музыкантам исполняющим популярную в 60-е серф музыку, в следствии чего тремоло из усилителей Blackface, стало отличительной чертой этого жанра.

Однако, не только серферы использовали оптические тремоло, один из ярких примеров — Riders on the Storm-the Doors

На сегодняшний день, оптика при изготовлении тремоло, так же довольно популярна и востребована, благодаря крайне компактной элементной базе (в частности светодиодам и фоторезисторам), возможно разместить схему в небольшом корпусе.

схема тремоло

В плане звука, современные оптические тремоло, могут быть как достаточно плавными, так и ядовитыми. Однако, следует учитывать тот факт, что световой элемент (светодиод или лампочка) загорается не сразу, а постепенно в следствии чего, все острые углы и пики сглаживаются, поэтому даже на самых ядовитых настройках, звук будет достаточно приглаженный.

Так же на оптике, можно собрать вот такие причудливые конструкции.

Тремоло и LFO

Современные транзисторные тремоло, в своей схеме, как правило используют простейший генератор низкой частоты (LFO). Что в свою очередь, позволяет иметь им компактные размеры, относительно широкий функционал, а так же, что немаловажно, доступную стоимость. Пример BOSS TR-2.

BOSS TR-2
BOSS TR-2

Как можно понять из названия — генератор низкой частоты (Low Frequency Oscillator сокращенно LFO), предназначен для работы на низких частотах, однако на сам генератор ограничений это не накладывает, просто диапазон задаваемых значений обычно лежит в пределах 0,1-10 гц.

Low Frequency Oscillator

Основное предназначение LFO в тремоло — это формирование волны, пиковые значения влияют на громкость, а расстояние между ними на скорость, однако помимо этого, LFO задает и такой важный параметр, как форма волны.

Всего для тремоло, можно выделить три основные формы волны: треугольник, синус и квадрат.

волна тремоло

  • Синус (sine) — это самая простая форма волны, такую имели первые ламповые тремоло, по звуку она мягкая и сглаженная. Так же в некоторых тремоло эта форма может быть размыта, вследствие чего эффект не так ярко выражен.

форма тремоло синус

  • Квадрат (square) — это относительно современная форма, звучит достаточно жестко, так же отличается отрывистостью и звука. На высоких значениях скорости эффекта, такая волна напоминает звук работы лопастей вертолета.

форма тремоло квадрат

  • Треугольник (triangle) — это еще одна классическая форма волны, по сути являющаяся чем-то средним между предыдущими, однако не такая размытая как синус и не такая резкая как квадрат. В первых оптических тремоло был именно треугольник, однако стоит учитывать тот момент, что оптика сглаживала пиковые значения волны, вследствие чего, в современных транзисторных тремоло эта волна звучит более выражено.

форма тремоло треугольник
Помимо этих трех волн существуют так же и другие, но они встречаются не так часто. А вот послушать, как звучит эта тройка можно на видео ниже.

Tap Тремоло

Тремоло является темпозависимым эффектом, хотя на высоких значениях скорости, особенно с небольшой глубиной, это не так заметно, а точнее незаметно вовсе.

Однако, стоит немного убавить скорость и прибавить глубина, как становится заметно, что пики волны тремоло, не попадают в такт и звучит это — не сказать, что очень музыкально, хотя наверняка найдутся любители и такого «гипнотического эффекта»

Во времена первых тремоло, проблема синхронизации решалась просто, играя на живом выступлении ритм секция подстраивалась под волну.

На записи же, помимо этого классического решения, можно было прибегнуть к расчету (по формуле BPM трека разделить на 120, получаем целое значение для одного такта), но помимо расчета, нужно было еще и физически подогнать скорость тремоло под нужные значения, что занимало много времени и было довольно утомительно.

Однако, новое время принесло и новые технологии, начали разрабатываться тремоло с цифровым управлением (в частности с Tap Tempo) Появилась знаменитая схема — Electric Druid, копируемая до сих пор, как у нас так и за рубежом.

В силу того, что собрать такое тремоло, мог практически любой пряморукий радиолюбитель с программатором, клонов Electric Druid расплодилось великое множество.

tap tempo

Наибольшую популярность, модификация данной схемы, приобрела в лице Catalinbread Semaphore. И это не удивительно, ведь Catalinbread одни из первых, серийно представили тремоло с возможностью ритмической синхронизации.

Что в свою очередь, очень сильно облегчало жизнь музыкантам, ведь теперь можно было просто натапать ритм и не парится.

Однако, были у такого решения и минусы. Дело в том, что задав ритм по средством Tapа, была велика вероятность того, что со временем, пики волны LFO съедут с нужных долей такта, то есть BPM останется общим, а вот точки соприкосновения нет.

Графически — это показано на рисунке ниже, под номером 1 мы видим, что пики волны ровно соответствуют ударам в хет, а на рисунке под номером 2 можно увидеть как волна со временем «съедет» с ритма.

Обусловлено это тем, что даже минимальные несоответствия в ритме (в размерах долей миллисекунд) со временем приводят к тому, что волна съезжает на значительные, для расхождения расстояния.

И чем медленнее скорость тремоло, тем сильнее данный эффект выражен, то есть на четвертях — это будет заметно гораздо сильнее, чем на восьмых.

скорость тремоло

Решить такую проблему достаточно просто, нужно всего лишь каждый раз, заново задавать темп тремоло перед включением, особенно это актуально для вторых и целых. Однако, сделать так во время игры, можно только с тремоло, Tap Tempo которого можно использоваться в байпассе.

А ведь есть такие девайсы, задать ритм в которых можно только во включенном состоянии. К примеру первая версия Seymour Duncan Shape Shifter.

Seymour Duncan Shape Shifter
Seymour Duncan Shape Shifter

Соответственно, КПД тремоло, с Tapом в байпасе выше, тех которые могут Tapать только во включенном состоянии, это важный фактор, о котором нужно помнить перед покупкой тремоло.

Так же, все проблемы с синхронизацией тремоло, можно решить с помощью MIDI. Но такое решение, как правило очень не дешево и крайне габаритно, как пример Lightfoot Labs Goatkeeper

Органы управления тремоло

  • Скорость (speed, rate) — отвечает за скорость, с которой звук меняет свою громкость. Это один из основных параметров для тремоло, соответственно ручка отвечающая за него, есть практически на всех приборах. Обычно скорость плавно регулируется потенциометром, однако бывают экземпляры, где этот параметр регулируется не равномерно, а с сильным разгоном под конец хода потенциометра. На такие моменты, следует обращать внимание перед покупкой, так как выставить комфортную скорость, будет несколько сложнее. Так же, на некоторых девайсах, частоту изменения громкости, можно задать с помощью кнопки Tap Tempo.

скорость тремоло

  • Глубина (depth) — как не трудно догадаться отвечает за глубину эффекта, то есть насколько тише будет сигнал между пиками волны, от легкого мерцания, до полной тишины. Зачастую, имеет форм фактор обычного потенциометра, который плавно регулирует глубину, однако бываю экземпляры, где данный параметр регулируется ступенчато, при помощи тумблера.

глубина тремоло

  • Громкость (volume, level) — отвечает за громкость тремоло. Это очень важный параметр, так как работа тремоло, в особенности на больших значениях глубины и скорости, человеческим ухом может восприниматься чуть тише чистого сигнала, хотя пиковые значения как обюработанного, так и необработанного звука — будут равны.

громкость тремоло

Именно поэтому, для комфортной подстройки громкости нужна отдельная регулировка.

Исполнение ручка громкости имеет, либо в формате полноценного потенциометра на лицевой панели, либо в форме подстроечника под крышкой, бывает и так, что производитель выносит подстроечник на корпус, для более комфортной настройки.

скорость гитарного тремоло

  • Форма волны (wave) — отвечает за настройку формы волны LFO. Может быть представлена как галетным переключателем или обычным тумблером, просто переключая варианты форм волны.

гитарный тремоло

Так и выполнена в формате потенциометра, плавно изменяя форму волны, к примеру: от треугольника до квадрата.

тремоло

  • Скважность (shape) — определяет соотношение периода и заполнения, волны LFO

скважность тремоло

Если говорить по русски, то скважность регулирует соотношение нижней и верхней полуволн. Не самый популярный параметр, хотя с помощью него звучание тремоло можно сделать максимально отрывистым (Choppy), как например у Pulsar от Electro Harmonix.

Обычно исполнен в форме потенциометра, плавно регулирующего заполнение от 0 до 100%.

потенциометр

  • Множитель скорости (mode, multiplier, tap divide) — данный параметр есть только у тремоло с Tap Tempo, отвечает он за соответствие скорости множителю, что удобно, так как натапать ноты с точкой или триоли иногда бывает довольно проблематично. Обычно имеет вид либо галетного переключателя, либо обычного тумблера (когда вариантов множителя не много).

множитель скорости тремоло

Заключение

В заключении хотелось бы оставить список наиболее интересных композиций с применением эффекта тремоло:

  1. The Ventures – Vibrations
  2. Link Wray – Rumble
  3. Portishead – Roads
  4. Duane Eddy – Rebel Rouser
  5. The Blasters – Dark Night
  6. The Smiths – How Soon Is Now
  7. Angelo Badalamenti – Twin Peaks Theme
  8. The Rolling Stones — Gimme Shelter
  9. Can – I Want More
  10. Radiohead – Planet Telex
  11. The Black Angels – Bad Vibrations
  12. The Monkees – Hey, Hey, We’re the Monkeys
  13. Shivaree – Good Night Moon
  14. ZZ Top – Whats Up With That
  15. Blur – Oily Water
  16. Pink Floyd – Money
  17. Black Rebel Motorcycle Club – In like the rose
  18. Creedance Clearwater Revival – Born on the Bayou
  19. Muse – Shrinking Universe
  20. The Cramps – I Was A Teenage Werewolf
  21. Dan Auerbach – Heartbroken, In Disrepair
  22. The Cramps – God Damn Rock ‘n Roll
  23. The Animated Egg – Sock It My Way

23842938