Гитарные педали эффектов – это электронные устройства обработки гитарного звука, изменяющие его от простого увеличения громкости сигнала, до сложных психоделических текстур в зависимости от используемого эффекта. Для гитариста очень важно научится работать с этими устройствами, включать их правильно и грамотно располагать в цепи.
Подключение одного эффекта к комбику
Для начала рассмотрим подключение одной педали к комбику на примере BOSS DS-1. Прежде всего, перед подключением, следует убедиться, что приборы обесточены, после чего кабелем питания подключить комбик, но не включать кнопкой «power». Педаль эффекта подключить к адаптеру разъемом питания или вставить батарейку, после чего используя инструментальные кабели с джеком 3.6 соединить комбик, педаль и гитару в одну цепь. Делать это следует так: в начале подключить кабель в разъем «input» на комбике, затем этот кабель другим концом, подключить в разъем «output» на гитарном эффекте, вторым кабелем подключится к разъему «input» на эффекте и подключить гитару.
Очень важно, что бы джеки 3.6 на кабелях были моно, так как многие производители функцию включения педали кладут на замыкание входного джека моно разъемом и со стерео джеком педаль просто не включится.
Включите блок питания эффекта в сеть, нажмите на педаль, если вы все сделали правильно должен загореться светодиод, показывая работоспособность педали. выключите педаль, поставьте ручку Level в минимальное положение, а ручки Level и Tone в среднее положение (на 12 часов).
Теперь можно переходить к гитарному усилителю. Уберите уровень громкости на комбике в нулевое положение и включите его. После чего постепенно прибавляйте громкость до комфортного для слуха уровня.
Включите педаль и постепенно прибавляйте громкость ручкой Level до необходимой громкости. Если вы испытываете трудности с настройкой эквалайзера, почитайте статью, где мы раскрыли основные принципы настройки эквалайзера под стили музыки.
Делать именно так стоит для того что бы свести к минимуму уровень шумов и щелчков, тем самым продлив службу ваших приборов и не допустить короткого замыкания.
Подключение цепи эффектов к комбику
На самом деле, правил в последовательности подключения педалей эффектов нет, а правильно — это так как нравится именно вам, но для облегчения понимания сути построения грамотной цепи, некоторых шаблонов стоит придерживаться или просто с ними ознакомиться.
Гитарный тюнер (TC Electromic PolyTune, KORG PitchBlack) как таковой не является гитарным эффектом, предназначен исключительно для настройки гитары. Безусловно, оптимальное решение поставить его первым, чтобы использовать максимально неискаженный сигнал и облегчить «ловлю» нот. Однако есть музыканты, которые ставят его в конец цепи, для того чтобы иметь возможность выключить одним нажатием всю цепь.
Вау-вау (VOX V845, DUNLOP GCB-95) и фильтры огибающей (Electro-Harmonix Q-Tron, DOD 440) звуковые эффекты, позволяющий динамически изменять тембр. Классический пример использования «Voodoo Chile» — Jimi Hendrix. Как правило, подключаются до перегрузов, но для более синтетического звучания можно использовать и после эффектов искажения. Экспериментируйте.
Компрессоры (BOSS CS-3, MXR Dynacomp) позволяют сделать минимальной разницу между самым тихим и самым громким звуком путем сжатия динамического диапазона звукового сигнала. Как гитарный эффект используются в фанке или в шред музыке для облегчения игры скоростных пассажей. В цепи ставятся до перегруза, чтобы не добавлять лишней грязи в звук.
Бустеры (TC Electronic Spark, MXR Micro Amp) используются, чтобы поднять, без искажений, гитарный сигнал для сольных партий, согласовать между собой по уровню две различные гитары с разным выходом (например, с хамбакерами и синглами) или для «раскачки» эффектов искажения, вследствие чего и ставятся до них. Хотя бывают и исключения, когда бустеры для поднятия общего уровня сигнала ставятся в конце цепи.
Эффекты искажения: овердрайвы (Boss SD-1, Ibanez Tube Screamer), дисторшены (Pro Co Rat, Boss DS-1), фуззы (Dunlop Fuzz Face, Electro-Harmonix Big Muff Pi) -– это одни из самых популярных эффектов, звук которых знаком всем любителям рок музыки. В какой последовательности располагать их между собой, безусловно, дело вкуса, но, как правило, все они ставятся до компрессоров и фильтров. Однако с фуззами есть небольшой нюанс – многие из них, к примеру, Fuzz Face, подвержены влиянию буфера перед собой, и если ваши эффекты в цепи до фузза, не обладают тру байпасом имеет смысл поставить такой фузз в самое начало, чтобы не привносить лишнюю компрессию и грязь в звук.
Эквалайзеры (BOSS GE-7) позволяют регулировать тембр звучания, удалять и добавлять определенные частоты, обычно ставятся после эффектов перегруза.
Шумодавы (iSP Decimator, Boss Ns-2, Rocktron Hush) подавляют нежелательные шумы, фон и гудение, не изменяя при этом полезный сигнал, лучше всего включать в цепь после эффектов искажения и эквалайзера.
Питч-шифтеры (DigiTech Whammy, Boss PS-6) и октаверы (Boss OC-3, Electro Harmonix POG) добавляют к сигналу его копию, отстоящую от основного тона на любой интервал в пределах двух октав вверх или вниз, или, в случае октавера, на октаву или две ниже или выше основного тона. Пример использования: соло в «Like A Stone» — Audioslave. Лучше всего питч-шифтеры работают со сжатым сигналом, поэтому их следует размещать в цепи после компрессоров и эффектов искажений. Однако это не единственный возможный вариант, к примеру, если ваш делей имеет разрыв, дающий возможность отдельно обрабатывать свои хвосты, то с помощью питч-шифтеров и октаверов (в особенности полифонических) можно добиться гипнотических и завораживающих эмбиент эффектов. Когда у вас сильно фонит комбик, штука незаменимая. Автор использовал дома, когда проходил обучение у Михаила.
Модуляционные эффекты: хорусы ( Electro-Harmonix Small Clone, Boss CH-1), фазеры (MXR Phase 90, Electro Harmonix Small Stone), фленжеры (Ibanez FL-9, Boss BF-2), тремоло (Electro Harmonix, Dunlop TS1), не смотря на то, что большинство гитаристов предпочитает модуляцию, между эффектами искажения и пространственной обработкой (делеями и реверами) есть исключения, так фазеры. Прекрасно работают до перегруза, к примеру, Van Halen зачастую использовал фейз в качестве буста перед естественным перегрузом своего усилителя. Плюс ко всему, фейз прекрасно работает и после делея, делая звучание психоделичным в духе ранних Pink Floyd. Хорус тоже прекрасно звучит после дилея, пробуйте разные варианты расположения модуляции в цепи.
Дилеи (Boss DD-7, MXR Carbon Copy) – цифровая или аналоговая задержка сигнала имитирующая затухающие повторы естественного эхо, как правило в цепи занимает место ближе к концу, после фильтров, эффектов искажения и модуляции. Делается это для того, чтобы сделать повторы максимально читаемыми, не добавляя в сигнал грязи, однако всегда есть исключения и многие шузгейзеры ставят делеи перед перегрузом, как раз таки для того, чтобы добавить грязи и добиться так называемой стены звука.
Реверы (Boss Rv-5, Digitech Supernatural) имитируют процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях, этот эффект очень похож на дилей, но отличается существенно большим количеством повторов и значительно меньшим временем повтора задержанного сигнала, в цепи обычно занимает место после дилея.
Педаль громкости (Boss FV 50), линейно регулирует громкость сигнала. Стоит обычно в конце цепи чтобы в режиме реального времени регулировать уровень громкости выходного сигнала цепи эффектов, однако зачастую ставится в начало цепи для получения свелл эффекта, плавного нарастания звука, похожего на синтезатор наиболее часто используемого в эмбиент музыке и пост-роке. Так же следует обратить внимание на сопротивление пассивных педалей громкости, так как для начала и конца цепи оно существенно различается.
Луперы (Boss Loop Station и Digitech JamMan) – это запоминающее устройства, позволяющее оперативно записать небольшой (зависит от объёма доступной памяти) фрагмент игры для последующего его циклического воспроизведения, соответственно ставятся в самом конце цепи.
И самое главное коммутация цепи, осуществляется гитарными патчами, настоятельно рекомендую не экономить на их качестве.
В завершение, хочу ещё раз напомнить, что данная схема не является единственно верной, экспериментируйте, пробуйте разные варианты, творчески подходите к формированию цепи.