Портал для гитаристов
gtars.ru

Музыка туарегов

Музыка туарегов

Ещё в школе на уроке географии мне понравилось необычное название Нагорье Ахаггар, также с тех пор я знала, что в Северной Африке, помимо арабов живут еще и берберы. Именно берберы или как они себя называют амазиги — более раннее исконное население Средиземноморского побережья Африки. Они долго и доблестно сражались против пришельцев-арабов, но, в конце концов, попали под их владычество. Самый известный в мире бербер – кабил по национальности – футболист, игравший за сборную Франции – Зинедин Зидан.

У берберов европейская внешность средиземноморского типа, часто встречаются светлые глаза. Язык их, хоть и дальний родственник арабского, по звучанию значительно отличается от него. Большинство берберских народов кабилы, шауйя, рифы, сахрави, проживают в странах к северу и западу от Сахары, активно выступая за равноправие с арабским населением, за возрождение национальных традиций, за сохранение и развитие родных языков. Наиболее свободолюбивыми из берберов оказались кочевники-туареги. Чтобы не смешаться с арабами и сберечь обычаи и язык, они откочевали в южные районы пустыни и на бесплодные горные массивы, среди которых нагорье Ахаггар.

Гордые туареги сохранили самобытность культуры и мировоззрения до наших дней, не смотря на многие лишения, выпавшие на их долю. Сначала они приспособились жить в пустыне, проводя караваны через самые жаркие пески Сахары. Никто лучше них не знает дорог и ориентиров на пустынной местности, где казалось бы не на чем зацепиться глазу. Никто не выживет без их помощи в безводном крае песчаных дюн и причудливых скал, не зная, где расположены колодцы. А кто рискнет пересечь раскаленные равнины без охраны туарегов, ведь всегда есть много желающих ограбить караваны. Ни у кого нет более быстрых верблюдов-мехари, способных бежать по пустыне, много дней обходясь без воды.

Музыка туарегов

Сотни лет спустя, когда Франция стала завоевывать себе колонии в Западной Африке, туареги дольше всех сражались за свободу своей родины. За свое упрямство и доблесть они поплатились многими жизнями, а еще тем, что когда французские колонии получили независимость, для туарегов не была предусмотрена государственность. Их кочующие племена оказались разделены границами нескольких африканских стран: Алжир, Мали, Нигер, Буркина Фасо, Ливия. Правительствам этих стран, да и бывшей метрополии Франции не было никакого дела до того, что эти люди лишились традиционных источников дохода от сопровождения караванов и транссахарской торговли, а частые засухи неоднократно приводили к голоду.

Эти скудные земли удостоились внимания, лишь когда там были обнаружены крупнейшие залежи урана и нефти. Начались масштабные разработки, которые еще больше иссушают землю, загрязняют радиоактивными отходами колодцы с питьевой водой. Дошло до того, что молодых туарегов стали выгонять из собственных стран. (Что-то это мне напоминает до боли знакомое.)

Но, ни смотря ни на что, эти люди находят время не только для восстаний и войн за свои права, они сохранили уникальную национальную музыку и родной язык, который в разных странах проживания называют тамашек, тамахак, тамажек. Европейское название туареги пошло из арабского. Сами себя они называют имошаг – свободные, или кель тамашек – народ, говорящий на тамашек.

Музыка туарегов

Об уникальном мировоззрении, традициях, общественном устройстве туарегов я еще обязательно напишу отдельно. Ибо, не смотря на то, что туареги стали мусульманами, они продолжают хранить матриархальный жизненный уклад. Для тех, кто хочет познакомиться с ними поближе самостоятельно, рекомендую прочитать книгу Анри Лота «Туареги Ахаггара».

Музыку туарегов принято называть пустынным или африканским блюзом. Если уж суждено стать музыкантом, то музыка тебя найдет даже в пустыне в лагере беженцев или в военном лагере, как находила она туарегских парней, основавших впоследствии свои музыкальные группы.

Одна из первых туарегских групп была основана Ибрагимом Аг Альхабибом, который, увидев в детстве западный фильм, где играли на гитаре, изготовил себе гитару сам, подобно гитаристу группы Квин Брайану Мэю. Только Брайану помогал отец, а отец Ибрагима был убит в очередном восстании туарегов, когда мальчику было всего четыре года.

С самого детства он проживает в изгнании в Алжире, играет с друзьями на гитаре, выступая на вечеринках и свадьбах. Люди сами дали им название Kel Tinariwen (Кель Тинаривен), что значит «люди пустыни». Именно Tinariwen стала первой известной группой из Мали, которая начала популяризовать музыку туарегов в Европе и Америке.

Музыка туарегов

Из этой же группы вышли два основателя второго известного коллектива Тerakaft (Караван). Песни этой группы я нашла первыми из туарегской музыки, может потому они мои любимые.

Периодически членам обеих групп приходилось откладывать гитары и браться за оружие, так как они не оставались в стороне от судьбы и нужд своего народа. Но все-таки основным их оружием оставались музыкальные инструменты и старые туарегские песни на вечные темы о любви и свободе.

Не менее сложно сложилась судьба туарегского музыканта из Нигера Абдаллы Аг Умбадугу. Он купил себе гитару в 16 лет и сам изучал музыку. В 70-80-е года в Нигере была сильнейшая засуха и молодых безработных туарегов выгоняли в Алжир и Ливию. В их числе оказался и Абдалла. Он с друзьями, умирая от жажды, пешком пересекает пустыню и устраивается жить в Алжире. Все свободное от работы время он играет на гитаре и поет песни для своих друзей.

Так как поет он не только о любви, но и призывает к единству туарегов, в скорости его арестовывают и экстрадируют в нигерскую тюрьму. После освобождения он сначала возвращается в Алжир, но тут Муаммар Каддафи призывает молодых туарегов пройти военную подготовку и обучение в ливийской армии. Там рождается первая музыкальная группа Абдаллы. Когда в Нигере меняется президент молодые люди возвращаются на родину, но их арестовывают почти на месяц, и, освободившись, они снова отправляются в Ливию.

В мае 1990г. в городе Чин-Табараден в Нигере массово вырезают мирное туарегское население. Новое восстание туарегов становится неизбежным. Абдалла возвращается, чтобы защищать свой народ.

Музыка туарегов

Все это время он продолжает сочинять песни. Под электрогитару он поет о тоске по родине, о годах изгнания, а также призывает к борьбе. Правительство Нигера запрещает его песни под угрозой смертной казни, но его записи тайно циркулируют по боевым частям туарегов и лагерям беженцев.

По окончании восстания и подписании мирного соглашения Абдалла Аг Умбадугу возвращается в Нигер, где в аэропорту его встречает ликующая толпа. Он продолжает активную концертную деятельность. А, организованная им ассоциация, помогает одаренным музыкантам и художникам раскрывать их таланты. Используя свою известность, Абдалла построил две музыкальные школы, и до настоящего времени сотрудничает с африканскими и европейскими музыкантами.

Последнее восстание туарегов в Мали и попытка объявления ими суверенного государства Азавад были также спровоцированы антитуарегскими выступлениями, грабежами и сожжением домов мирных граждан, в результате чего множество людей вынуждены были спасаться бегством, покидая родную землю. И все же музыканты продолжают гастролировать, чтобы показать миролюбие, доброту и неповторимость своего народа, который хочет просто мирно жить на родной земле, пользоваться правами граждан своих стран, спокойно растить детей и передавать им свою уникальную культуру.

Мало того, что музыка туарегов такая необычная и мелодичная, так от туарегских мужчин еще веет несокрушимой физической силой и силой духа, а глаза при этом добрые и грустные. Кажется, что у Абдаллы в них стоят слезы, такое чувство он вкладывает в свою музыку. Смотрим и слушаем музыку далекой пустыни.

23842938