Портал для гитаристов
gtars.ru

Рок навсегда!

Рок навсегда!

В нашей стране долгое время взаимоотношения с рок-музыкой были осложнены рядом факторов, находящихся вне сферы искусства. С одной стороны, этому препятствовали социальные причины, с другой — рок не сразу обрел в нашей стране национальное своеобразие. Первые бит-составы появились у нас в конце 60-х («Поющие гитары», «Голубые гитары», “Синяя птица”, “Пламя”, и другие), они соединили тогдашнюю рок-ритмику с эстрадными традициями, идущими с 30-х годов.

Рок навсегда!
Виа “Голубые гитары”.
Рок навсегда!
Виа “Синяя птица”.

Их первые песни, как и у ранних «Битлз», были словно сотканы из любви и грусти. Но время шло, а многочисленные коллективы, получившие название ВИА, как на конвейере «выпекали» однообразные меланхолические песенки «об облачках и первых поцелуях».
Кризис этого жанра стал особенно заметен в середине 70-х, когда некоторые наиболее ищущие составы интересно экспериментировали либо с фольклором («Ариэль», «Песняры»), либо с крупной формой («Поющие гитары»). Но на сцену уже выходило новое поколение молодежных ансамблей — рок-группы.

Рок навсегда!
Виа “Поющие гитары”.

Рок навсегда!

Наши первые рокеры в 60-х годах играли англо-американские «боевики», и даже если сочиняли свое, то пели на английском. Но с середины 70-х группа, поющая на иностранном языке, не может быть популярной в нашей стране. Помимо языка были и чисто музыкальные особенности — наши ведущие рок-группы той поры удачно соединяли традиции городского романса, бардовской песни и традиции рок-музыки («Машина времени», «Аквариум», «Кузнецкий мост», позже «Воскресенье»).

Рок навсегда!
Группа “Аквариум” и БГ.
Рок навсегда!
Группа “Машина времени” и А. Макаревич.

Более жесткое и технологизированное звучание, близкое традициям классики и европейского хард-рока, представляли «Аракс» и «Високосное лето», но бытование советского рока было связано тогда со множеством административных ограничений. Однако запреты не могли остановить развития жанра, и в начале 80-х становится ясно, что советский рок стал повсеместным явлением, и не только Москва или Ленинград — центры рождения наиболее интересных отечественных групп.

Все большую роль стали играть музыканты Сибири, Урала, Прибалтики, Закавказья, среди них такие известные сегодня группы и лидеры, как Юрий Шевчук и «ДДТ» (Уфа), Дмитрий Ревякин и «Калинов мост» (Новосибирск), Вячеслав Бутусов и «Наутилус Помпилиус» (Свердловск), Андрей Яхимович и «Цемент» (Рига), Сергей Богаев и «Облачный край» (Архангельск), Виктор Цой и “Кино” (Ленинград).

Группа “ДДТ” и Юрий Шевчук.
Группа “ДДТ” и Юрий Шевчук.
Рок навсегда!
Группа “Наутилус Помпилиус” и Вячеслав Бутусов.

В их творчестве хватало не только разноплановой музыки, но и ярких, бескомпромиссных текстов.

Время гласности благотворно повлияло на развитие отечественного рока: впервые группы получили возможность для полноценной концертной работы, созданы рок-клубы, стали регулярно проводиться рок-фестивали. Многие группы активно записывали и выпускали пластинки, их песни звучали в программах телевидения и радио, более того, некоторые наши рок-группы начали выступать и за рубежом, часто добиваясь высоких оценок.

Сегодня некоторые наблюдатели считают, что успех советской рок-музыки не стоит оценивать идиллически. В те годы вкусы слушателей в мире формировались не рок-музыкой, как в 60-е, а более конформистскими жанрами популярной музыки — итальянской эстрадой, модернизированным евродиско (Сандра, Си-Си Кэтч, «Модерн Токинг») или частью новой волны, примыкающей к традиционной эстраде.

Группа “Кино” и Виктор Цой.
Группа “Кино” и Виктор Цой.

Рок навсегда!

С другой стороны, многие рок-музыканты не рассматривали свое творчество, как массовый медиум, подчас замыкались в камерно-экспериментальных формах или эволюционировали к джазу. Заметно было отсутствие идей и новых тем, причем эти процессы не обходили и советский рок. Наибольшее распространение в конце 80-х получил хэви-метал. Стиль вызывал немало упреков, хотя идеологически выгодно отличался от западных образцов с их проповедями мистики и «кладбищенской романтики». Но хэви-метал — словно «вещь в себе», и можно уже сегодня сказать, что открытий от него ждать не приходится. И только будущее сможет подтвердить или опровергнуть броскую формулу основоположников рока: «Рок навсегда!» Навсегда ли это — сегодня самый главный для рока и его сторонников вопрос.