
В предыдущей статье мы с вами познакомились с хроматической гаммой. По большей части мы рассматривали ее как основу для упражнений. В этой же части мы взглянем на хроматику под другим углом, а именно, как с её помощью можно дополнить другие гаммы, в частности пентатонику.
Пентатоника и хроматика для гитаристов
Самый простой и уже известный нам по статье Обучение гитаре с нуля: пентатоника пример использования хроматики в пентатонике – это блюзовая гамма.

На рисунке выше, отмечена последовательность нот по полутонам, а именно ре — ре диез – ми. Как мы знаем, эта последовательность давно и крепко прижилась в гитарной музыке, однако мало кто догадывается, что с помощью хроматики можно гораздо серьезнее дополнить данную гамму.
Самый простой пример – это сделать хроматический переход между нотами ля и до на шестой струне. Таким образом, внеся определенные джазовые оттенки в вашу игру. Аппликатура приведена на рисунке ниже
Само собой, такой прием будет работать не везде, использовать его лучше всего при переходах. Попробуйте поиграть его, как от ноты ля к до, так и от до к ля.

Так же данная последовательность полутонов отлично звучит со слайдами.

Хроматика в пяти позициях пентатоники
По такому же принципу, можно дополнить и аппликатуру минорной пентатоники.

Где красным отмечена тоника, черным основные ноты гаммы, а желтые кружки представляют собой хроматические переходы. Само собой если играть пентатонику в таком виде, ничего хорошего не будет, однако иногда перейти от одной ноты к другой по полутонам бывает очень вкусно.
Точно так же можно представить и все 5 позиции минорной пентатоники.

Аппликатура первого бокса ля-минорной пентатоники с использованием хроматической гаммы



Мелодические примеры использования хроматики в пентатонике
Поговорив об аппликатуре, можно перейти непосредственно к примерам использования хроматики внутри минорной пентатоники, при построении мелодических линия
Пример 1
Данный пример начинается с тонового бэнда, после чего поднявшись до тоники идет нисходящий пассаж с применением хроматического перехода на третьей и пятых струнах. Данный переход делает звучание пентатонике немного ближе к джазу, однако вполне может быть использовано и внутри других стилистических направлений.
Пример 2
Данный пример, так же как и предыдущий базируется, на первой позиции минорной пентатонике и представляет собой нисходящий пассаж. Однако хроматика тут применена, не только для перехода от ноты к ноте, но и является достаточно интересной и запоминающейся мелодичной линией
Пример 3
Данный пример так же является достаточно эффектным мелодическим ходом и вполне может использоваться в качестве одного из клише при вашей импровизации. Да и в целом все эти примеры являются отличными Licks, способными существенно разбавить игру внеся в нее элементы джаза.
Заключение
Хроматика является отличным дополнением, которое полюбилось многим гитаристам, однако использовать ее нужно с умом, в определенных ситуациях и для определенных целей.
Подробнее об этом можно посмотреть в видео ниже, настоятельно рекомендуем с ним ознакомится, так как на просторах ру.нета не так много материалов посвященных применению хроматической гаммы не в контексте тяжелой музыки.