Содержание:
Продолжая говорить о постановке рук, хочется вспомнить довольно популярную у скрипачей поговорку: «Левая рука зажимает, а правая играет». Как несложно догадаться речь в этой части пойдет о постановке правой руки. О постановке левой руки вы можете прочитать тут:Обучение гитаре с нуля: постановка левой руки.
Правильная постановка правой руки на гитаре
Многие начинающие гитаристы довольно халатно относятся к постановке правой, а между тем такой подход является серьезной ошибкой, ведь как правило на деле именно постановка правой руки является наиболее сложной для самостоятельного освоения.
Главный тезис который стоит усвоить при постановке правой руки — это то что она должна быть расслаблена. Начинающие же наоборот зачастую крайне сковывают руку, везде где это только возможно, будь то плечо, предплечье, локоть или кисть.
Больше всего обычно достается как раз кисти, она приобретает совершенно не мыслимые положения и формы, это не только затрудняет игру но и приводит к болезням.
Поэтому главное, что следует запомнить — это то что правая рука должна быть свободна и не напряжена, кисть расслаблена и округлена в естественном положении.
Есть два основных типа постановки правой — это пальцевый стиль игры и игра медиатором, далее мы рассмотрим оба этих стиля более подробно.
Игра на гитаре пальцами
Пальцевый стиль игры характерен не только для академических исполнителей, но так же и для различных направлений фолка, таких как кантри, блюграсс, и даже для исполнителей современной гитарной музыки, к примеру Джефф Бек предпочитает фингерстайл медиатору.
Правильная постановка правой руки для пальцевого стиля характерна расслабленным запястьем, которое при этом может быть слегка выгнуто. Кисть при расположении над струнами имеет округлую форму.
Большой палец находится в районе 5-6 струн и обычно опирается на одну из них, в зависимости от ситуации, так как он отвечает сразу за три басовых струны (4-6).
Остальные пальцы отвечают за тонкие струны, в частности указательный за 3-ю, средний за 2-ю и безымянный за 1-ю. Мизинец обычно не используется. (Пальцы правой руки обозначаются буквами : p — большой, i — указательный, m — средний, a — безымянный)
Самые частые ошибки, на которые в первую очередь стоит обратить внимание — это скрюченные пальцы и зажатое запястье. Избежать таких ошибок можно, как и в случае с левой рукой, представив, что вы сжимаете яблоко.
При игре пальцами большой палец следует перемещать сверху вниз, остальные пальцы совершают движения внутрь ладони, ладонь при этом находится в одном положении и не перемещается вверх или вниз по отношению к деке.
Достоинства
- Основным достоинством пальцевого стиля является возможность играть полифонию, если говорить проще то одновременно можно исполнять и ритмическую и мелодическую линию.
Недостатки
- К недостатка можно отнести недостаточную экспрессивность при игре ритмических фигур, это конечно несколько субъективно, однако даже самый простой «бой» звучит гораздо насыщенней при игре медиатором нежели пальцами правой руки.
Игра на гитаре медиатором
Игра медиатором в основном характерна для современной гитарной музыки. На данный момент практически все мейнстримовые гитаристы, за редкими исключениями, предпочитают медиатор.
Обусловлено это в первую очередь тем, что современная музыка предполагает чоткую и сильную атаку, которой практически нельзя добиться пальцами, плюс некоторые характерные приемы правильно можно сыграть только с медиатором (к примеру палм-мьют), добавьте сюда высокую скорость и относительную простоту освоения медиаторной техники и все встанет на свои места.
Для правильной постановки правой руки при игре медиатором, расположите предплечье на корпусе гитары. Для опоры руки можно использовать бридж, положив на него край ладони или деку оперевшись на нее средним, безымянным или мизинцем.
Медиатор следует держать большим и указательным пальцами, располагая между фалангой указательного и подушечкой большого.
Играть медиатором следует плавно, при этом стараться придерживаться нужного направления удара вниз или вверх, как показано на рисунке ниже.
Эти движения можно совершать как от предплечья и кисти, так и просто используя пальцы, главное при этом не зажимать руку и действовать расслаблено.
Удары по струнам следует делать в глубь корпуса, стараясь максимально уменьшить площадь соприкосновения медиатора со струной.
Достоинства
- В первую очередь- это возможность играть специфичные приемы, такие как палм-мьют;
- Так же благодаря медиатору во время игры соло можно развивать скорость недоступную при пальцевой игре.
Недостатки
- При игре медиатором полифония практически недоступна.
Заключение
Для современного гитариста как фингерстайл, так и медиаторная техника,являются необходимым атрибутом музыкального багажа, в следствии чего должное внимание нужно уделить постановке правой руки, для каждой из техник.