Портал для гитаристов
gtars.ru

Медиатор, бой и перебор: особенности гитарной техники

техника игры на гитаре

Вступление

особенности техники игры на гитареПеред многими начинающими гитаристами встает вопрос – чем играть, пальцами или медиатором? Вопрос резонный, но не совсем правильный. В основном все зависит от выбора инструмента, например, на классической испанской гитаре играют пальцами, а точнее ногтями. Конечно, можно играть и медиатором, но в результате практически невозможно добиться от инструмента должного звучания.

 

 

Особенности выбора техники

Немного лучше дело обстоит с акустической и электрогитарами. Скоростные техничные соло гораздо удобнее играть медиатором, поэтому именно медиаторная техника задала основные пути технического развития этих инструментов. В отличие от классической гитары, у которой гриф шире, а расстояние между струнами больше, игра медиатором позволила сократить расстояние между ними и сделать гриф тоньше.

А чего я хочу?

Прежде чем выбрать что-то конкретное, нужно задать себе вопрос: а чего я хочу? Даже если в дальнейшем вы намерены освоить все основные стили игры (что вполне возможно и даже желательно), нужно с чего-то начинать. Если вам нравится классическая музыка, латиноамериканская или испанская страстность, мелодичные вальсы и романсы, мягкий и приятный звук, то однозначно стоит начать с классической гитары.

Хотите звонкого звучания, вам нравятся ранние британские группы или кантри? Подбираете инструмент для аккомпанемента вашему голосу? Акустика — идеальный вариант!

Если вам нравится большинство современных жанров, быстрые соло, “жирные” риффы, или Хендрикс, Гилберт, Вай, Сатриани, и огромное множество самых разных исполнителей. Если вам по душе классический rock-n-roll или пропитанный тяжелыми трудовыми буднями блюзз — электрогитара это ваш выбор!

При выборе гитары следует учитывать необходимые аксессуары. Для классической гитары это подставка для ноги, это обусловлено техникой игры, о ней мы поговорим позже.

Для электрогитары необходим усилитель или аудиоинтерфейс (проще говоря усилитель), о том, как их выбрать, можно прочитать в статье для новичков и в статье о бюджетных усилителях для начинающих. Также вы можете приобрести дополнительные педали эффектов, ремень и прочие радости.

Акустическая гитара не требует дополнительных приспособлений, кроме ремня, что тоже опционально.

Принцип извлечения звука: обрабатываем тело звука

Техника игры пальцами и медиаторами кардинально различаются в плане игры, но схожи со стороны физического понимания процесса звукоизвлечения – минимализация трения и ограничение амплитуды колебания струны.

Если при игре будет возникать излишнее трение, то процесс игры в лучшем случае замедлится, так же это может привести к “грязному” звучанию и даже ошибкам во время исполнения. Большая амплитуда колебания струны приводит к тому, что струна начинает ударяться о лады, что негативно сказывается на звучании и продолжительности звучания (сустейне).

Как играть медиатором: есть особенности!

Прежде чем говорить, как играть медиатором, нужно понять, зачем он нужен и, конечно же, освоить технику владения им.
как играть медиаторомМедиатор, он же плектр (если услышите название “плектргитара”, не спешите махать руками и тыкать пальцами, это всего лишь альтернативное название электрогитары, хоть и не популярное) используется для облегчения взаимодействия музыканта и инструмента и для увеличения скорости игры. Если, например, играть боем можно и без медиатора, что тоже не очень удобно, то скоростные пассажи сыграть пальцами могут только гениальные гитаристы, например, не очень известный, но очень талантливый гитарист Дмитрий Мамонтов (с творчеством которого меня познакомил его друг и по совместительству мой первый преподаватель гитары).

Техника игры медиатором

Если говорить о технике, то очень многие начинающие музыканты, к сожалению, не уделяют этому должного внимания. Согласитесь, при виде инструмента, а особенно гитары, так и хочется сразу взять ее в руки и начать играть, казалось бы, что сложного? Поставил два пальца сюда или туда и бей по струнам в свое удовольствие! На самом деле все не так просто.
При игре медиатором стоит сразу научиться правильно держать его в руках. Как это сделать? На эту тему есть масса видеоуроков, например, вот этот.


Ко всему этому я бы хотел добавить, что самое главное это то, чтобы вам было удобно держать его в руке. Конечно, существуют некоторые ограничения на этот счет, но, в конечном итоге, вы все равно не должны испытывать неудобств.

Сразу отмечу тот факт, что на первых порах ваши руки будут очень быстро уставать, буквально в считанные минуты. Это вполне естественно, каждый музыкант через это прошел. Здесь дело скорее в психологическом “зажиме”, избавиться от которого поможет только практическое занятие инструментом. На самом деле, даже на акустической гитаре, если она правильно отстроена, зажатие струн и тем более удары по ним не требуют больших усилий. Обратите внимание, что при возникновении любой боли в любом месте вашей руки, занятие следует немедленно прекратить, иначе возможно растяжения и другие травмы. Помните: все хорошо в меру.

Игра боем — самое простое

Игра боем подразумевает удар по струнам вверх или вниз, с глушением некоторых струн или без, в зависимости от аккорда, или с приглушением струн правой рукой (если вы играете на праворукой гитаре), и, соответственно, циклично повторяющуюся комбинацию нескольких ударов.

Это, на мой взгляд, самый простой прием игры, который можно освоить буквально в считанные минуты. Возьмите в руки медиатор и проведите им по струнам сверху вниз или снизу вверх так, чтобы он лишь немного касался их. Постепенно ускоряйте это движение до тех пор, пока не получится быстрое скольжение медиатора по струнам без всяких запинок. Поздравляю, вы освоили бой.

Важно: не забывайте, что при игре боем так же важен ритм. Ритм – основной компонент музыки, без которого невозможно ее существование. Можете попрактиковаться с метрономов, которые можно найти даже в интернете, или играйте песню вместе с включенным параллельно оригиналом.

Развитие медиаторной техники — учитесь всю жизнь!

Следующая ступень игры медиатором – это игра на отдельных струнах. Здесь техника игры усложняется, теперь нужно обращать внимание на постановку правой руки, углом попадания медиатора на струну и правильности движения кисти и руки в целом. Для начала предлагаю вам ознакомиться со следующим видеоуроком, который охватывает практически все нюансы извлечения звука медиатором.

Здесь же даны базовые упражнения для развития техники.
тренажер для пальцевОсновные нюансы таковы – рука должна быть расслабленной, движения должны совершаться только кистью (что некоторые гитаристы пытаются оспорить, но спорить с физиологией дело неблагодарное), медиатор не должен ударять струну плоской частью, чтобы уменьшить трение.

Здесь же я хочу упомянуть о всевозможных тренажерах, массажерах и прочих аксессуаров, которые многие начинающие гитаристы, почему-то, так хотят приобрести. Польза от них, конечно, есть, но, в любом случае, самый лучший гитарный тренажер – это сама гитара. Поэтому, прежде чем потратить n-ную сумму на покупку тренажера, подумайте, что лучше – провести время бездумно зажимая\сжимая\крутя китайский пластик или резину или провести его же за инструментом.
Для дальнейшего развития техники, я рекомендую следующие школы игры:

Школа игры Джона Петруччи:

Школа игры Френка Гамбале:

Так же, неплохие и довольно простые видеоуроки популярных песен вы можете найти на следующих каналах:
https://www.youtube.com/channel/UCJgRMHrtQpnhKHdsGiFQRyQ
https://www.youtube.com/channel/UCpypU2XLYmOsf36xgcgrW3w

Техника игры перебором: классика

Игра перебором (пальцами) чаще всего встречается у классических гитаристов, фолк и кантри исполнителей. Так же игру пальцами довольно часто можно встретить и у современных рок исполнителей, например, вступление песни The Unforgiven группы Metallica Кирк Хэммет играет пальцами.

Этот стиль игры имеет свои преимущества и недостатки, о некоторых из них я упомянул раньше, например, невозможность развития огромной скорости извлечения нот для исполнения скоростных пассажей, за очень редким исключением. К преимуществам можно отнести такие особенности, как возможность игры на выборочных струнах (например, можно одновременно зацепить 1, 3, 5 и 6 струны, что в медиаторной техники игры можно сделать только поочередно, хоть и очень быстро) и игры без посредников, что, несомненно, увеличивает ваше “чувство” инструмента.
Как и в случае с медиаторной техникой, сначала нужно “поставить” технику игры.

Прежде чем начать объяснять технические аспекты постановки рук, напомню вам о приспособлениях для игры: крайне желательно приобрести специальную подставку для ноги, она стоит около 500 рублей в практически любом музыкальном магазине. Она должна быть прочной и обязательно металлической. Нет смысла переплачивать за бренд, достаточно просто тактильно проверить ее на наличие люфтов и устойчивость.

Зачем же она нужна? В первую очередь это особенность игры данного инструмента и создана она исключительно для удобства посадки. Правильная посадка достигается следующим способом – сядьте на край стула, но достаточно устойчиво, не разваливайтесь на нем. И расположите гитару так, как показано на следующем рисунке:

правильная посадка

Важно: не опирайтесь на гитару своим весом и не кладите на нее весь вес правой руки. Правило то же, что и с медиатором: главное, чтобы вам было удобно.
Постановка правой руки очень наглядно показана на следующих видео:



Перейдя по второй ссылке вы увидите множество видео по постановке обеих рук.

Ногти или когти?

 

правильная заточка ногтей дл игры на гитареЗачем же нужны ногти, о которых я упомянул в самом начале? Именно ноготь позволяет гитаре звучать звонко, долго и без лязга. Сразу же стоит обзавестись маникюрной пилкой, это очень важный атрибут классического гитариста. Ногти должны иметь немного скругленные углы и прямую плоскость в конце ногтя (приблизительно иметь форму скобки ”)”, как показано на рисунке).

В старой гитарной школе ногтевая техника говорила о том, что плоскость ногтя должна быть параллельна плоскости струны и гитарист струну должен зацеплять – тянуть снизу вверх. Сейчас же очевидно преимущество новой школы, которая говорит о том, что ноготь должен падать на струну под углом гитарные когтипримерно в 30 градусов и слегка глушить ее мякотью пальца. Таким образом достигается наиболее приятное для слуха звучание. Подробнее рассказывается в видео под второй ссылкой.

Если вы не хотите отращивать ногти, то вы можете приобрести так называемые “когти” – специальные приспособления, надеваемые на пальцы и исполняющие функцию ногтей, но я бы порекомендовал все же отрастить свои, так как игра своими ногтями положительно влияет на звук.

Для общего развития советую приобрести или скачать в интернете книгу “Самоучитель игры на гитаре” А.М. Иванова-Крамского. В ней очень подробно расписывается техника игры, основные приемы и, что крайне важно, даны великолепнейшие произведения для самостоятельного изучения.

Другие техники игры

Помимо основных существуют так же альтернативные техники игры. Самой распространенной из них гитарный слайдявляется техника, которую должен знать любой уважающий себя бас-гитарист, а именно слэп. Ее так же употребляют на электро- и даже классической гитарах, но гораздо реже. Ее суть заключается в том, что удар по струне происходит сверху вниз в сторону гитарной деки, заставляю струну биться о лады и издавать очень характерный бренчащий звук. Так же часто встречается игра слайдом – стеклянной или металлической трубкой, надеваемой на палец
левой руки гитариста.

Суть техники в том, что струны не задевают лады, а их функцию исполняет та самая
трубка, которой гитарист водит по ним. Отмечу, что для использования данной техники нужен хорошо развитый слух.

Существуют и другие альтернативные техники игры, информацию о которых вы можете найти в интернете.

Статья в тезисах

В завершение данной статьи я обобщу все вышесказанное и дам общие рекомендации при игре на гитаре:

  • При возникновении любой боли в любых мышцах немедленно прекратите занятие во избежание травм
  •  Лучший способ развить технику – непосредственное занятие на инструменте
  •  Играйте под метроном и настраивайте гитару при каждом занятии, вырабатывайте чувство ритма и слух
  •  Ищите информацию везде, где только можно, помните золотые слова: тяжело в учении – легко в бою.
  •  Если у вас есть возможность, возьмите несколько уроков у преподавателя и задайте ему все накопившиеся вопросы

Комментарии (0):

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *