Портал для гитаристов
gtars.ru

Учим Пример

Учим Пример

Это первый практический урок. На нём будем вырабатывать «чувство струн» у пальцев правой руки. А заодно научимся главным способам звукоизвлечения на гитаре: тирáндо (tirando) и апояндо (apoyando). А также выучим названия и расположение нот. Урок короткий, но важный.

Правильная посадка даст Вам возможность, начиная с первого практического занятия, извлекать на гитаре красивые полноценные звуки.

Возьмём в руки гитару и будем играть ноты, написанные в этом Примере. Для лучшего запоминания названий нот и расположения звуков на грифе гитары в нотах есть все обозначения, с которыми вы познакомились на занятии Главные обозначения.

Сначала научимся играть звуки только на ⑥ ⑤ ④ струнах пальцем p. Эти струны принято называть басовыми.

Придайте кисти правой руки положение, как рекомендовано в занятии Положение правой руки гитариста. При этом палец р поставьте на ⑥ струну. Чтобы извлечь звук надо, оттянув ⑥ струну вниз (к струне ⑤) и соскользнув с неё, задержать палец p на ⑤ струне. Звук должен получиться громким и чистым (без дребезжания). Вот так вы сыграли ноту ми малой октавы. Играйте до тех пор пока уверенно не «почувствуете» струну. Этим же способом извлеките звуки на ⑤ и ④ открытых струнах, т.е. сыграйте ноту ля малой октавы и ноту ре первой октавы. Пальцы, не принимающие участия в игре, держать по возможности вместе, не напрягая кисть. Для устойчивости правой руки можно опереться на переднюю деку пальцем а или ma, в дальнейшем опорой для пальцев i m a будут струны ③ ② ①.

Учим Пример

Приём игры, при котором палец соскальзывает со струны и задерживается на соседней, называется апояндо, или игра с опорой. Он применяется для придания подчеркнутого звучания отдельным нотам и пассажам. Начинающим гитаристам приём апояндо нужен для выделения басовых звуков исполняемого произведения.

После того, как у вас получился красивый громкий звук, сыграйте ноту фа малой октавы. Поставьте 1 палец левой руки на I лад ⑥ струны и этим же приёмом извлеките звук фа. Затем поставьте 3 палец левой руки на III лад ⑥ струны и точно также сыграйте звук соль малой октавы.

Чтобы избежать дребезжания струн и появления посторонних призвуков нужно пальцы левой руки ставить на лады, прижимая струну, перпендикулярно грифу и ближе к ладовому порожку. Так что, девушкам с длинными ногтями на левой руке сделать это будет проблематично: пальцы придётся «заваливать» плашмя на гриф, заглушая при этом соседние струны. Выход один – укоротить ногти на пальцах.

Используя приём апояндо, продолжайте учиться извлекать все звуки, записанные в Примере. Во время игры ваш взгляд должен быть обращён только на левую руку. Правая рука выполняет однообразные (но правильные!) движения, не меняя своего первоначального положения. Поэтому контролировать её не нужно.

Напоминаю, пальцы левой руки ставьте перпендикулярно грифу ближе к порожкам. Большой палец находится за грифом и не должен быть виден из-за него. Он служит опорой для левой руки.

Учить Пример желательно на память. Обязательно пропевая или проговаривая исполняемые звуки: это даст возможность быстрее запомнить названия и расположение звуков.

Учим Пример

После того, как вы уверенно будете играть Пример пальцем р от ноты ми малой октавы до ноты фа первой октавы, рекомендую усложнить задание: сыграть эти ноты в обратной последовательности – от ноты фа первой октавы до ноты ми малой октавы.

Следующим практическим шагом в освоении инструмента будет игра Примера (продолжение его) в другой аппликатуре и на других струнах.