Портал для гитаристов
gtars.ru

Звукосниматель на гитару – критерии выбора из 100 вариантов

как выбрать звукосниматель

Из чего состоит звук?

Звукосниматель на гитару Наверняка вы хоть раз задумывались о звуке вашей электрогитары и слышали такие слова как: звукосниматель, фон, выхлоп, окраска, сустейн и подобные.

От чего же зависит звук? В случае с электрогитарой он может зависеть от каждого звена в процессе его передачи – начиная с самого игрока и струн, заканчивая кабелями и прочей коммутацией. Конечно же, качество конечного источника звука, например, наушников, которые вы используете вместе с плеером или компьютером, тоже входит в эту цепь.

Более того, каждая гитара обладает собственным окрасом звука и нет двух гитар с одинаковым звучанием.
Даже если они сделаны из одинаковых материалов по одинаковой технологии, имеют одну форму и электронику, они все равно буду звучать по-разному и музыкант с развитым слухом может отличить их не глядя.

Конечно, характер звука таких гитар будет похож, равно как и всех подобных гитар, самый узнаваемый звук имеют гитары формы Les Paul (плотное, “густое” звучание), Stratocaster (кристальный, “стеклянный” звук), а так же полуакустические гитары (богатый, “глубокий” звук).

Звукосниматель – первая после игрока и струн ступень в передаче и формировании тембра инструмента. В данной статье я бы хотел рассказать о влиянии звукоснимателей на звук, их роли в его формировании и критериях, по которым вы сможете выбрать подходящий для ваших нужд звукосниматель.

Звукосниматель для гитары

Чтобы понять чего вы хотите, нужно разобраться в том, что это такое и как это работает.

В основе преобразования колебания металлической струны в электрический сигнал, который затем поступает в усилитель, лежит принцип электромагнитной индукции. Наверняка большинству читателей этот термин знаком хотя бы на слух из школьного курса физики. Что нам следует о нем знать?

звукосниматель на гитару

Не вдаваясь в глубокие физические объяснения, можно сказать следующее – колебание материала, хорошо проводящего ток (металла, а именно струн), в магнитном поле (пересечение линий магнитного поля проводником) вызывает появление электрического поля (нужного нам сигнала).

Частота электрические колебаний напрямую связана с частотой колебаний струны (проводника), следовательно, в теории, на выходе получается полностью идентичный исходному сигнал.

Казалось бы – мотай себе сколько хочешь, втыкай магнит, снимай звук, зачем платить по 10-12 тысяч за бутиковые звукосниматели? Но не тут-то было. Как и у абсолютно всех комплектующих, у звукоснимателей есть параметры, от которых зависит качество передачи звука.

Опять же, без подробных физических характеристик, можно перечислить такие, как: чистота меди в обмотке, количество витков, мощность магнитов, материал, из которого эти магниты сделаны, форма и многие другие.

4 типа звукоснимателей

Существуют различные разновидности звукоснимателей, они бывают:

  • Синглы
  • Хамбакеры
  • Пьезодатчики
  • Миди-контроллеры

Хамбакеры и, реже, синглы в свою очередь делятся на:

  • Активные
  • Пассивные

Тип звукоснимателя — сингл (single-coil)

Синглы – это звукосниматели с одной катушкой, одни из самых первых изобретенных звукоснимателей, синглыкоторые, тем не менее популярны до сих пор. Они имеют яркий, читаемый звук и исполняются в нескольких формах: от стандартной формой для гитар типа Stratocaster или Telecaster, до широких датчиков для Jazzmaster’а.
Классический пример использования сингла – блюзовая и джазовая музыка, многие рок-композиции.

По своему строению они обычно состоят из 4-6 магнитов и одной намотанной катушки медной проволоки. Поэтому у них есть один существенный недостаток – длинный металлический проводник, да еще и под действием магнитного поля превращается в самую настоящую антенну, а в современном, захламленном радиочастотными шумами мире, даже самые качественные датчики улавливают их и в итоге к нужному полезному сигналу примешивается посторонний шум.

Гитары, с откровенно плохими синглами могут даже в прямом смысле этого слова “ловить” радио.

Для того, чтобы частично, иногда даже полностью устранить этот недостаток, применяют такие способы как: экранировка гитары, вываривают звукосниматели в парафине или даже комбинируют эти способы.

Тип звукостимателя хамбакеры (humbacker)

Если на низких значениях громкости и без сильного предусиления помехи от синглов не так заметны, то при игре с использованием, например, эффекта distortion, который перегружает канал, они становятся явственно хамбакерслышны.

Таким образом, для дальнейшего развития музыки требовалось новое конструктивное решение и через несколько лет после изобретения синглов оно было предложено.

По своей сути хамбакер – это два сингла, подключенных в противофазе, то есть, таким образом, что полезный сигнал (электрический сигнал от колебания струны) сохраняется, а шумы из разных катушек гасят друг друга. Здесь следует упомянуть, что степень гашения помех будет зависеть от качества обмоток, а именно аккуратность наматывания и соответствие количества мотков на обеих катушках.

Хамбакеры имеют более плотный звук, но немного более тусклый, так как из-за наличия небольшого расстояния между двумя катушками. Из-за этого в исходящих из них сигналах появляется небольшая разница, которая так же гасится из-за подключения в противофазу, следовательно, теряется небольшая часть звука.
Впрочем, в хамбакерах низкого качества также могут присутствовать шумы, поэтому я рекомендую не хамбакерэкономить на датчиках.

Этим датчикам есть альтернатива – хамбакер в форме сингла. Это специально уменьшенный в размерах до обычного сингла хамбакер, потери в котором гораздо меньше за счет значительного сокращения расстояния между катушками.

Примечание: нередки случаи, когда на гитару с хамбакерами устанавливают так называемую “отсечку” – переключение с двух катушек на одну.

Лидерами рынка пассивных звукоснимателей являются такие компании как: Seymour Duncan, DiMarzio, Fender. Наиболее предпочтительный вариант для начинающих гитаристов (более подробно в статье для начинающих).

Активные датчики (в частности EMG)

Более современным решением по устранению наводок и сохранению высоких частот в хамбакере являются активные звукосниматели.

По факту это датчики с той же конструкцией, что и обычные, но с более слабыми магнитами и меньшим числом витков. Это позволяет значительно уменьшить уровень помех, но так же сильно ослабляет сигнал на выходе, поэтому таким звукоснимателям требуется предусилитель с дополнительным питанием от батарейки.

Так же, за счет предусиления, немного сдвигается баланс частот в сторону высоких, за счет чего звук может быть более ярким, чем с обычными хамбакерами.
Активные звукосниматели так же могут встречаться и в виде синглов. Для их питания используется батарейка типа “Крона” с напряжением 9 Вольт.

Недостатком таких звукоснимателей является необходимость в регулярной замене этой батарейки, которая может сесть в активные датчикинеподходящий момент, впрочем, при не слишком активном использовании одного элемента питания может хватить даже на год.

Лидером рынка активных звукоснимателей является компания EMG, продукция которой, на мой взгляд, является оптимальной по соотношению цена\качество, а так же имеет именные наборы известных гитаристов.

Примечание: для экономии расхода батареи при использовании активной электроники в гитаре, вынимайте из нее джек, когда не играете на ней.

Звукосниматели для акустических гитар

Для акустических и классических гитар тоже существуют звукосниматели. Не считая особо извращенных случаев врезания обычных датчиков от электрогитар, есть два основных способа преобразования акустического звука в электросигнал, не считая микрофонов:

  • Пьезодатчики
  • Датчики, вставляющиеся в резонаторное отверстие

Каждый из этих видов имеет свои сильные и слабые стороны.

Пьезодатчики

пьезодатчикиПьезо звукосниматели основаны на принципе действия пьезоэлементов – электронных устройств, которые преобразуют физические колебания в электрические. Сразу стоит отметить, что выходная мощность у пьезоэлементов довольно низкая, поэтому они всегда сопровождаются предусилителями, которые чаще всего врезают в корпус гитары. Как и в случае с активными звукоснимателями, вам потребуется батарейка “Крона”.

Пьезодатчики различаются по типу крепления, самый распространенный – установка пьезоэлемента под бриджевый порожек. Так же встречается способ установки клипсы – подобно бельевой прищепки на голову грифа гитары. Это позволяет не вмешиваться в конструкцию гитары, но негативно влияет на качество выходного сигнала.

Иногда встречаются пьезодатчики встроенные в бридж пьезодатчикиэлектрогитары, это позволяет значительно расширить ее динамические способности. Его можно использовать вместе и отдельно от обычных звукоснимателей. Такие гитары обычно имеют два выхода – один выход только для пьезодатчика, другой – для индукционных звукоснимателей.

Самый бюджетный и ненадежный тип пьезодатчиков в виде “таблетки”, которая прилепляется к верхней деке. Такой способ крепления достаточно ненадежен и при этом могут потеряться верхние частоты.

Вставные датчики для снятия звука с «домашних» гитар

звукоснимательСледующий тип датчиков – вставной. Он работает на принципе электромагнитной индукции, как и обычный звукосниматель, но спроектирован специально с учетом особенностей акустической гитары.

Установка достаточно простая и не требует особых навыков или изменения конструкции гитары – обычно он устанавливается как распорка в резонаторном отверстии прямо под струнами.
Такие звукосниматели не подойдут для классической гитары с нейлоновыми струнами, так как для их работы требуются металлические струны, как я и говорил в начале стать.

Эти звукосниматели также встречаются в форме сингла или хамбакера.

Примечание: к сожалению при использовании акустической гитары с звукоснимателями практически невозможно добиться того самого акустического звука, богатого обертонами.

Midi датчики (цифровые звукосниматели)

Существует так же особенный вид датчиков – midi датчики. Они преобразуют колебания струн вашей гитары миди датчикив цифровой midi сигнал, то есть позволяет использовать вашу гитару с практически любыми цифровыми интерфейсами и превратить струнный инструмент хоть в синтезатор, хоть в драммашину, в общем, во все, что только вашей душе угодно и использовать его с любыми VST плагинами.

Способ крепления у него практически такой же, как и у звукоснимателей для акустических гитар, с тем отличием, что его крепят непосредственно под струнами, чаще всего на электрогитарах. Он имеет отдельный цифровой модуль со своим выходом и так же нуждается в дополнительном питании.

Звукосниматели для бас гитар

Помимо гитарных датчиков я бы хотел упомянуть про звукосниматели для бас гитар. Они так же бывают активными и пассивными, как и для обычных гитар и отличаются он них только формой. Всего существует три основных формы звукоснимателей для бас гитар:

  • P-style
  • J-style
  • Хамбакеры

Если с хамбакерами мы уже разобрались, то давайте поговорим о P- и J-style датчиках.

P-style

P styleP-style звукосниматели получили свое название от гитары Fender Precision Bass, отсюда и P в названии.
Их основное отличие в том, что за снятие звука отвечают два датчика, причем каждый за свои струны. Мы имеем две независимо последовательно присоединенных катушки, что позволяет снизить уровень шума и значительно обогатить звук обертонами. Такие звукосниматели используются в основном при игре в жанрах рок, соул и блюз.

J-style

Звукосниматели J-style получил свое название также из-за инструмента, в котором он впервые появился — J styleFender Jazz Bass. Он содержит в себе два полюса магнита для каждой струны, что позволяет обогатить звук и чаще всего такие звукосниматели используются в паре, чтобы сократить уровень шума, который в противном случае будет достаточно велик.
Такие звукосниматели имеют очень читаемый и мягкий звук и используются в жанрах блюз, фанк, поп и так далее.

Комментарии (0):

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *