
Долгожданный концерт группы с сорокапятилетней историей, наконец-то, состоялся. И вроде бы все прошло без последствий: Невский не перекрывали, сигнализации в Эрмитаже к децибеллам «роллингов» остались равнодушными, а Дворцовую площадь после концерта убрали оперативно. Правда, народу было не так много, как ожидалось: сообщалось о сорока тысячах человек, но на вид было от силы тридцать.
Возможно, публика испугалась питерской погоды: в середине дня был дождь и, судя по всему он должен был быть и вечером. Группе вообще не везет с российской погодой: девять лет назад в Москве, во время первого выступления «роллингов» в нашей стране, тоже шел дождь.
1998 год
11 августа 1998 года московский стадион «Лужники» не был забит под завязку. Кроме того, играла группа «Сплин»: о симпатиях к ней публики говорит тот факт, что когда питерская команда вышла на сцену, народ пошел пить пиво в коридорах стадиона.
Дешевые билеты (на поле) на тот концерт разлетелись мгновенно. В продаже оставались только места на трибунах — от пятидесяти долларов и дороже. Доллар накануне кризиса стоил шесть рублей, зарплата в сто долларов считалась приличной. И то, что трибуны ближе к началу выступления самих «роллингов» все-таки заполнились народом, свидетельствовало не о благосостоянии населения, а о любви к группе: если судить по одежке, то народ подобрался небогатый.
Взрослой «роллинговской» публике было не до «сплиновской» «Рыбы без трусов». Эти люди ждали концерта The Rolling Stones не меньше тридцати лет (как-то, в конце шестидесятых прошел такой слух, что «роллинги» могут дать в Союзе один концерт). И на редкую молодежь на трибунах реагировали почти восторженно — порывались угощать пивом и сигаретами, радовались, что помимо «Satisfaction» (в то время под эту песню рекламировалась навязшая в зубах шоколадка) двадцатипятилетние знают еще какие-то песни.
Но тем не менее, под «Satisfaction», с которой 55-летний Мик Джаггер начал концерт где-то в районе десяти часов вечера, они взревели, залезли на стулья и с тех пор пели уже безостановочно все подряд — от совсем старых песен до новых, с вышедшего тогда свежего альбома «роллингов» «Bridges to Babylon».
2007 год
Время начала концерта переносилось: сначала сообщалось, что шоу начнется в шесть вечера, потом объявили, что в семь. При этом прийти на площадь публику просили заранее — чтобы избежать давки. В любом случае, было известно, что сами «роллинги» на сцену выйдут никак не раньше девяти часов вечера: для их светового шоу необходимы сумерки.
Больше всего слухов ходило о разогревающей команде, которая должна была выступать перед монстрами рока. В прошлом году с восторгом обсуждалась возможность выступления перед The Rolling Stones группы Metallica (что было несколько странно, ведь «Металлика», как бы ни кощунственно это звучало, сейчас едва ли не популярнее «ролингов»). В этом году до последнего момента все были уверены в том, что на разогреве выступит папа панк-рока Игги Поп.
Но за десять дней до концерта The Rolling Stones в Санкт-Петербурге, Metallica буквально «порвала» московский стадион Лужники. Что касается Игги Попа, то он выступит в столице в сентябре в качестве главного блюда, а вовсе не как гарнир. Короче говоря, с разогревом получилось ровно то, о чем подозревали многие: выбор пал на широко известную в узких кругах британскую группу Steve Harley & Cockney Rebel, когда-то стоявшую у истоков глэм-рока, а ныне исполняющую что-то эстрадное. Под жидкие, но доброжелательные аплодисменты музыканты отыграли положенный час, а потом наступила пора ожидания.
И вот, в половину десятого, на сцене, сделанной в форме раскрытой книги (мне рассказали, сам бы я не догадался) началось то, что объясняет феномен величайшей из ныне существующих групп. В едином порыве люди, пришедшие на Дворцовую площадь, подпевали, хлопали в ладоши, а там, где толпа чуть редела, пускались в пляс. Причем престарелые хиппи соседствовали с мужчинами в дорогих костюмах, а малолетние балбесы, воображающие себя панками, — с женщинами в розовых платьях и с меховыми сумочками. Казалось, что за отсутствием главных конкурентов, «роллингов» теперь любят все.
Джаггер, которому перевалило за шестой десяток, не только каждые двадцать минут менял футболки, но и почти два часа носился по сцене, как заяц-энерджайзер, кокетничал с публикой по-русски и танцевал зажигательные танцы с чернокожей бэк-вокалисткой — обладательницей весомых достоинств и столь же умопомрачительного джазового вокала.
Проштрафившийся год назад Кит Ричардс, словно извиняясь перед питерской публикой, сыграл в акустике «You Got The Silver», а потом еще и спел «She’s My Little Rock-n-Roll». Сцена с музыкантами находилась в постоянном движении, большой экран показывал публике язык, взметались к небу огни, грохотали фейерверки. Звук был хорошим, к финалу в небо запустили кучу воздушных шариков, а с нового альбома сыграли только одну песню.
Как и любой концерт на открытой площадке перед многотысячной аудиторией, петербургское выступление The Rolling Stones, сложно оценить с музыкальной точки зрения — это не клубный концерт с доверительно-интимными взаимоотношениями между музыкантами и публикой. Это мощное, просчитанное до мелочей, суперпрофессиональное шоу. Да и вообще, когда живьем слышишь «Satisfaction» или «Paint It Black», на себе ощущаешь действие всамделишней магии.
Правда, кое-кто из тех, кто был на московском концерте девять лет назад, скептически пожимали плечами: дескать, на стадионе, когда фанатская толпа стоит плечом к плечу, этот рок-н-ролл многолетней выдержки воспринимается лучше, чем в в декорациях Дворцовой площади. Плечами пожимали, но не уходили.
Кстати, несмотря на то, что на питерском концерте хватало фанатов, приехавших из других городов, билеты продавались непосредственно перед началом выступления: даже в девять вечера у Дворцовой в одной из выездных касс можно было приобрести самый дешевый билет — за тысячу рублей.
В районе половины двенадцатого концерт закончился. После исполненной на бис «Brown Sugar», поклонов, джаггеровского «спасибо, пока» и финального фейерверка публика потянулась к арке Главного штаба. И в толпе вдруг материализовалась группа панков, которая маршевым шагом прорывалась к Невскому, под песню Егора Летова «Все идет по плану».
Что-то символическое в этом было. Потому что действительно все прошло по плану: дождь, собиравшийся весь вечер, так и не начался, The Rolling Stones доехали до Питера, а мы это видели.
Краткая история гастролей
Несмотря на то, что до первого визита The Rolling Stones в Россию уже приезжали именитые музыканты, концерт в рамках тура «Bridges to Babylon» оказался на тот момент самым масштабным за всю недлинную историю российского промоутерства. Да и после выступления «роллингов» о таких концертах нельзя было говорить года два — многие компании, планировавшие серьезные, кассовые гастроли, разорились во время кризиса.
Единственный промоутер, отважившийся (правда, не без трудов) сразу после кризиса привезти к нам дорогую группу — «Планета Плюс», проведшая в сентябре 1998 года в питерском СКК концерт Depeche Mode. С тех пор наполеоновские планы главы компании Евгения Финкельштейна только множились. Так, два года назад ему удалось привезти в Петербург Пола Маккартни. А в прошлом году на стадионе им.Кирова должны были выступить все те же «роллинги».
Однако падение с пальмы гитариста группы Кита Ричардса оказалось для «Планеты Плюс» фатальным: концерт отменили, и непонятно было, где его проводить в случае, если группа не изменит своих планов относительно петербургских гастролей. Стадион им.Кирова собирались сносить, а «Петровский» Финкельштейну никак не подходил. «Он очень маленький для такой группы, как The Rolling Stones, и билеты будут стоить неадекватно: примерно три с половиной тысячи рублей за среднее место. Для многих поклонников это — слишком высокая цена. В случае с «Кирова» мы сможем отпечатать сто тысяч билетов при довольно низкой цене», — говорил Финкельштейн журналу «Город» полтора года назад.
Кстати, в том же интервью Финкельштейн рассказывал, почему он даже думать не хочет о том, чтобы выпускать «роллингов» на Дворцовую площадь: «Мы потеряем на этом огромное количество времени, которого у нас нет. Вы даже не представляете себе масштаб этого мероприятия. Но Дворцовая нам не подходит еще и потому, что туда просто не влезет сцена. Ее «язык» — восемнадцать метров, и все плавающие мосты, придуманные создателями шоу, упрутся четко в Александровскую колонну».
Видимо, года «Планете плюс» хватило на то, чтобы организовать сценическое пространство без вовлечения в него одной из главных питерских вертикалей.