Портал для гитаристов
gtars.ru

Все прошло по плану

Все прошло по плану

Долгожданный концерт группы с сорокапятилетней историей, наконец-то, состоялся. И вроде бы все прошло без последствий: Невский не перекрывали, сигнализации в Эрмитаже к децибеллам «роллингов» остались равнодушными, а Дворцовую площадь после концерта убрали оперативно. Правда, народу было не так много, как ожидалось: сообщалось о сорока тысячах человек, но на вид было от силы тридцать.

Возможно, публика испугалась питерской погоды: в середине дня был дождь и, судя по всему он должен был быть и вечером. Группе вообще не везет с российской погодой: девять лет назад в Москве, во время первого выступления «роллингов» в нашей стране, тоже шел дождь.

1998 год

11 августа 1998 года московский стадион «Лужники» не был забит под завязку. Кроме того, играла группа «Сплин»: о симпатиях к ней публики говорит тот факт, что когда питерская команда вышла на сцену, народ пошел пить пиво в коридорах стадиона.

Дешевые билеты (на поле) на тот концерт разлетелись мгновенно. В продаже оставались только места на трибунах — от пятидесяти долларов и дороже. Доллар накануне кризиса стоил шесть рублей, зарплата в сто долларов считалась приличной. И то, что трибуны ближе к началу выступления самих «роллингов» все-таки заполнились народом, свидетельствовало не о благосостоянии населения, а о любви к группе: если судить по одежке, то народ подобрался небогатый.

Все прошло по плану

Взрослой «роллинговской» публике было не до «сплиновской» «Рыбы без трусов». Эти люди ждали концерта The Rolling Stones не меньше тридцати лет (как-то, в конце шестидесятых прошел такой слух, что «роллинги» могут дать в Союзе один концерт). И на редкую молодежь на трибунах реагировали почти восторженно — порывались угощать пивом и сигаретами, радовались, что помимо «Satisfaction» (в то время под эту песню рекламировалась навязшая в зубах шоколадка) двадцатипятилетние знают еще какие-то песни.

Но тем не менее, под «Satisfaction», с которой 55-летний Мик Джаггер начал концерт где-то в районе десяти часов вечера, они взревели, залезли на стулья и с тех пор пели уже безостановочно все подряд — от совсем старых песен до новых, с вышедшего тогда свежего альбома «роллингов» «Bridges to Babylon».

2007 год

Время начала концерта переносилось: сначала сообщалось, что шоу начнется в шесть вечера, потом объявили, что в семь. При этом прийти на площадь публику просили заранее — чтобы избежать давки. В любом случае, было известно, что сами «роллинги» на сцену выйдут никак не раньше девяти часов вечера: для их светового шоу необходимы сумерки.

Больше всего слухов ходило о разогревающей команде, которая должна была выступать перед монстрами рока. В прошлом году с восторгом обсуждалась возможность выступления перед The Rolling Stones группы Metallica (что было несколько странно, ведь «Металлика», как бы ни кощунственно это звучало, сейчас едва ли не популярнее «ролингов»). В этом году до последнего момента все были уверены в том, что на разогреве выступит папа панк-рока Игги Поп.

Но за десять дней до концерта The Rolling Stones в Санкт-Петербурге, Metallica буквально «порвала» московский стадион Лужники. Что касается Игги Попа, то он выступит в столице в сентябре в качестве главного блюда, а вовсе не как гарнир. Короче говоря, с разогревом получилось ровно то, о чем подозревали многие: выбор пал на широко известную в узких кругах британскую группу Steve Harley & Cockney Rebel, когда-то стоявшую у истоков глэм-рока, а ныне исполняющую что-то эстрадное. Под жидкие, но доброжелательные аплодисменты музыканты отыграли положенный час, а потом наступила пора ожидания.

Все прошло по плану

И вот, в половину десятого, на сцене, сделанной в форме раскрытой книги (мне рассказали, сам бы я не догадался) началось то, что объясняет феномен величайшей из ныне существующих групп. В едином порыве люди, пришедшие на Дворцовую площадь, подпевали, хлопали в ладоши, а там, где толпа чуть редела, пускались в пляс. Причем престарелые хиппи соседствовали с мужчинами в дорогих костюмах, а малолетние балбесы, воображающие себя панками, — с женщинами в розовых платьях и с меховыми сумочками. Казалось, что за отсутствием главных конкурентов, «роллингов» теперь любят все.

Джаггер, которому перевалило за шестой десяток, не только каждые двадцать минут менял футболки, но и почти два часа носился по сцене, как заяц-энерджайзер, кокетничал с публикой по-русски и танцевал зажигательные танцы с чернокожей бэк-вокалисткой — обладательницей весомых достоинств и столь же умопомрачительного джазового вокала.

Проштрафившийся год назад Кит Ричардс, словно извиняясь перед питерской публикой, сыграл в акустике «You Got The Silver», а потом еще и спел «She’s My Little Rock-n-Roll». Сцена с музыкантами находилась в постоянном движении, большой экран показывал публике язык, взметались к небу огни, грохотали фейерверки. Звук был хорошим, к финалу в небо запустили кучу воздушных шариков, а с нового альбома сыграли только одну песню.

Как и любой концерт на открытой площадке перед многотысячной аудиторией, петербургское выступление The Rolling Stones, сложно оценить с музыкальной точки зрения — это не клубный концерт с доверительно-интимными взаимоотношениями между музыкантами и публикой. Это мощное, просчитанное до мелочей, суперпрофессиональное шоу. Да и вообще, когда живьем слышишь «Satisfaction» или «Paint It Black», на себе ощущаешь действие всамделишней магии.

Правда, кое-кто из тех, кто был на московском концерте девять лет назад, скептически пожимали плечами: дескать, на стадионе, когда фанатская толпа стоит плечом к плечу, этот рок-н-ролл многолетней выдержки воспринимается лучше, чем в в декорациях Дворцовой площади. Плечами пожимали, но не уходили.

Кстати, несмотря на то, что на питерском концерте хватало фанатов, приехавших из других городов, билеты продавались непосредственно перед началом выступления: даже в девять вечера у Дворцовой в одной из выездных касс можно было приобрести самый дешевый билет — за тысячу рублей.

Все прошло по плану

В районе половины двенадцатого концерт закончился. После исполненной на бис «Brown Sugar», поклонов, джаггеровского «спасибо, пока» и финального фейерверка публика потянулась к арке Главного штаба. И в толпе вдруг материализовалась группа панков, которая маршевым шагом прорывалась к Невскому, под песню Егора Летова «Все идет по плану».

Что-то символическое в этом было. Потому что действительно все прошло по плану: дождь, собиравшийся весь вечер, так и не начался, The Rolling Stones доехали до Питера, а мы это видели.

Краткая история гастролей

Несмотря на то, что до первого визита The Rolling Stones в Россию уже приезжали именитые музыканты, концерт в рамках тура «Bridges to Babylon» оказался на тот момент самым масштабным за всю недлинную историю российского промоутерства. Да и после выступления «роллингов» о таких концертах нельзя было говорить года два — многие компании, планировавшие серьезные, кассовые гастроли, разорились во время кризиса.

Единственный промоутер, отважившийся (правда, не без трудов) сразу после кризиса привезти к нам дорогую группу — «Планета Плюс», проведшая в сентябре 1998 года в питерском СКК концерт Depeche Mode. С тех пор наполеоновские планы главы компании Евгения Финкельштейна только множились. Так, два года назад ему удалось привезти в Петербург Пола Маккартни. А в прошлом году на стадионе им.Кирова должны были выступить все те же «роллинги».

Однако падение с пальмы гитариста группы Кита Ричардса оказалось для «Планеты Плюс» фатальным: концерт отменили, и непонятно было, где его проводить в случае, если группа не изменит своих планов относительно петербургских гастролей. Стадион им.Кирова собирались сносить, а «Петровский» Финкельштейну никак не подходил. «Он очень маленький для такой группы, как The Rolling Stones, и билеты будут стоить неадекватно: примерно три с половиной тысячи рублей за среднее место. Для многих поклонников это — слишком высокая цена. В случае с «Кирова» мы сможем отпечатать сто тысяч билетов при довольно низкой цене», — говорил Финкельштейн журналу «Город» полтора года назад.

Все прошло по плану

Кстати, в том же интервью Финкельштейн рассказывал, почему он даже думать не хочет о том, чтобы выпускать «роллингов» на Дворцовую площадь: «Мы потеряем на этом огромное количество времени, которого у нас нет. Вы даже не представляете себе масштаб этого мероприятия. Но Дворцовая нам не подходит еще и потому, что туда просто не влезет сцена. Ее «язык» — восемнадцать метров, и все плавающие мосты, придуманные создателями шоу, упрутся четко в Александровскую колонну».

Видимо, года «Планете плюс» хватило на то, чтобы организовать сценическое пространство без вовлечения в него одной из главных питерских вертикалей.