Содержание:
- 1 Вступление
- 2 Гитарный усилитель: чем они отличаются?
- 3 1. Гитарный динамик — голосовые связки
- 4 2. Трансформатор — большая и тяжелая вещь
- 5 3. Усилительные лампы. Тот самый тёплый ламповый…
- 6 4. Конденсаторы — маленькие но полезные
- 7 5. Корпус — закрытый или открытый
- 8 Дополнительные аксессуары. Что ещё нужно?
Вступление
Наверное, каждый музыкант, владеющий электрогитарой, задумывался о “своем” звуке – звучании, которое наиболее полно удовлетворяет его индивидуальные потребности. Хотите кристального блюзового звука или плотного рычащего перегруза – многое зависит от выбора усилителя.
В самом начале моего гитарного пути у меня был китайский Stratocaster и Fender Frontman 15W, которые хоть и ловили радио, но я по праву считал себя королем звука своего двора. Моей главной проблемой было то, что выбор оборудования я совершал бездумно, купив первые попавшиеся усилитель и гитару. Постепенно у меня сформировались понятия о звуке, о его характере, тембре, я узнал об эффектах и способах обработки и очень много узнал о радиотехнике – можно сказать, что это и подтолкнуло меня к выбору моей будущей профессии. В данной статье я хочу дать вам базовые знания о гитарных усилителях.
Гитарный усилитель: чем они отличаются?
В целом гитарные усилители мало чем отличаются от обычных промышленных усилителей звука, однако некоторые различия, конечно, существуют. Например, у гитарных усилителей очень большое входное сопротивление (порядка 1 Мом), это сделано для согласования сопротивлений усилителя и инструмента, у которого высокое выходное сопротивление.
Примечание: в некоторых усилителях есть два входа passive и active, предназначенные для пассивных и активных звукоснимателей.
Основное же отличие гитарного усилителя заключается в динамике: если в обычном промышленном аудиоцентре динамики поддерживают полный диапазон слышимых частот (приблизительно от 20Гц до 20кГц), а зачастую и чуть больше (16Гц до 21кГц), тогда как гитарные динамики, например, один из самых популярных – Celestion Vintage 30 – от 70Гц до 5кГц.
1. Гитарный динамик — голосовые связки
Гитарные динамики могут различаться по:
- диаметру,
- сопротивлению,
- мощности
- чувствительности.
Общепринятый стандарт диаметра динамика – 12 дюймов. Больший диаметр – 15 дюймов – используется для комбиков и кабинетов для басов.
Часто встречаются динамики меньшего диаметра: 10, 8 и даже 6 дюймов, но они не обеспечивают “взрослого” звучания и не могут обеспечить покрытия всех необходимых частот, хоть и стоят заметно меньше. Зачастую начинающие гитаристы не могут услышать разницы при покупке и ориентируются на более низкую стоимость, но переплата в данном случае вполне оправдана.
Сопротивление динамиков тоже разнится, встречаются модели с сопротивлением 4, 8 или 16 Ом, это делается для согласования выходных сопротивлений усилителя и сопротивления динамика.
Номинальная мощность, указанная производителем показывает лишь максимальную мощность, которую динамик способен выдержать в течение 1-2 секунд, расчетная мощность должна быть на 20-30% меньше максимальной. Обычно она составляет 60 ватт для одного динамика.
Чувствительность, если не вдаваться в физические подробности, это сила звука, которую может выдать динамик при заданной мощности. Чем выше чувствительность, тем меньшую мощность усилителю нужно развить, чтобы получить нужный уровень звука и наоборот, чем ниже чувствительность, тем бóльшую мощность нужно развить усилителю, чтобы получить требуемый уровень. В двух (пяти) словах – чем больше чувствительность, тем лучше.
Строение и виды гитарных усилителей
Гитарные усилители в основном встречаются в двух форматах:
1) Стек
2) Комбоусилитель
Если вам нужен усилитель большой мощности, например, для выступлений, чтобы “раскачать” большое помещение, то, скорее всего, вам понадобится стек, по двум причинам: первое, это то, что усилители большой мощности практически всегда сделаны в формате стека, а во вторых, для этого вам понадобится несколько динамиков,тогда как в комбоусилителях, как правило, один или два. Но всегда есть и исключение из правил. Например — легендарный Fender Twin, о котором мы писали в статье про 12 легендарных усилителей.
Для дома самым оптимальным вариантом будет комбоусилитель малой мощности (до 30 транзисторных и до 5 ламповых ватт). Он сочетает в себе усилитель и динамик в небольшом корпусе и позволяет играть дома не тревожа соседей.
Следует упомянуть о значительной разнице между транзисторными и ламповыми усилителями, о которой написано в этой [ссылка на статью] статье.
Какой усилитель качественный, а какой нет?
Если говорить о качестве усилителя в целом, следует обратить особое внимание на четыре компонента в случае с ламповым усилителем и всего на два в случае с транзисторным.
2. Трансформатор — большая и тяжелая вещь
Для лампового усилителя в первую очередь внимание следует уделить трансформаторам. Обычно их два: входной и выходной. Самую значительную роль в формировании звука усилителя играет выходной трансформатор. Именно его качество “делает” около 60% всей “работы”. Трансформаторы согласуют напряжение между сетью из вашей розетки и усилителем (входной) и между выходным каскадом усилителя и динамиками (выходной). Отсюда и их названия.
3. Усилительные лампы. Тот самый тёплый ламповый…
Далее по иерархии идут лампы – электровакуумные приборы, увеличивающие мощность сигнала гитары, грубо говоря, они повторяют слабый сигнал, выходящий из вашей гитары, но увеличивают его мощность до таких масштабов, что он может “раскачать” кабинет или динамик. На сегодняшний день осталось немного стран, которые продолжают выпускать усилительные лампы (Чехия, Россия, США), так как транзисторы вытеснили их почти во всех технических сферах, но в музыкальной индустрии наибольшую ценность имеют именно ламповые приборы из-за особенностей лампового усиления. Дело в том, что в процессе усиления в звук привносятся посторонние включения – гармоники. Они бывают четные (благоприятные для слуха) и нечетные (неблагоприятные для слуха). В ламповых усилителях преобладают четные гармоники, именно поэтому ламповый звук считается таким “теплым” и ценится больше, чем транзисторный, в котором преобладают нечетные гармоники.
Примечание: при использовании внешних эффектов, в частности distortion и overdrive, в которых используются транзисторы, можно наблюдать очень интересный результат: при совместной работе с транзисторным усилителем в звуке будет много “песка”, зато при работе с ламповым усилителем ситуация может кардинально поменяться в лучшую сторону. Дело в том, что лампы притупят звучание нечетных частот в педали и “оголят” четные частоты, которые имеют благоприятное звучание. Транзисторное усиление лишь усилит нечетные частоты, ухудшая звук.
4. Конденсаторы — маленькие но полезные
Во всех типах усилителей имеют значения конденсаторы. Их качество так же влияет на качество звука. В целом считается, что для звуковых приборов лучше подходят бумажные конденсаторы, пропитанные минеральным маслом. Конденсаторы так же бывают пленочными, слюдяными, керамическими и т.д.
5. Корпус — закрытый или открытый
И последний компонент, который формирует звук – корпус комбоусилителя или кабинета. В основном они бывают двух типов – открытый и закрытый. В корпусах открытого типа отсутствует целиком или частично задняя стенка. Их преимущество заключается в том, что в целом они звучат громче, так как, в отличие от корпусов закрытого типа, не препятствуют свободному ходу носителя звука – воздуха – и он не мешает диффузору динамика.
Так же они весят меньше и имеют полость, в которой можно переносить различные мелочи – кабели и мелкие предметы. В свою очередь усилители с корпусом закрытого типа лучше передают низкие частоты и имеют более высокое звуковое давление перед ними.
Дополнительные аксессуары. Что ещё нужно?
Помимо педалей эффектов, процессоров и прочих гитарных радостей, для усилителей есть еще несколько аксессуаров, которые есть далеко не у каждого, но о которых нужно знать.
Подставка под комбоусилитель или кабинет
Как известно, когда комбик просто стоит на полу, немного лучше передаются низкие частоты за счет непосредственного контакта с полом, но и звук в этом случае направлен в ноги музыканта. Ему самому звук кажется тихим, в то время как близкосидящим слушателям он будет казаться нормальным или даже громким. А так же бывает так, что низкие частоты из усилителя передаются по конструкции, например, в соседнюю квартиру, чем ваши соседи, скорее всего, довольны не будут. Для устранения этих эффектов используют подставку(рис.8) – с ее помощью звук направляют в уши музыканта и исключают прямой контакт с полом.
Чехол для усилителя
Музыкантам с активной концертной деятельностью не всегда приходится носить свой аппарат с собой, потому что практически всегда усилитель имеется на месте выступления. Но иногда его качество оставляет желать лучшего, в нем может не хватать каких-нибудь функции, нужных музыканту или он сам может оказаться принципиальным человеком, который привык играть в “свое” и категорически не хочет играть в другие усилители.
Согласитесь, что нести с собой довольно хрупкий усилитель, вес которого может доходить до нескольких десятков килограмм, может быть не только неудобно, но даже и опасно для него, ведь его можно случайно уронить или повредить другим образом. В этом случае вас выручит кейс или чехол для усилителя. Они бывают двух видов, причем оба вида могут встречаться с колесиками и дополнительными ручками для перевозки: Жесткие и Мягкие (пример на изображениях, догадаться где какой не составляет труда).
Мягкие чехлы гораздо меньше весят и предназначены, в основном, для ручной переноски, а твердые кейсы служат для перевозки или даже перелета на большие расстояния, где гораздо больше шансов повредить аппарат.
Есть много крупных и мелких компаний, которые занимаются изготовлением чехлов для усилителей, бывает даже, что их можно купить у самого производителя устройства, например, отечественная компания AMT предлагает мягкий чехол для своего транзисторного усилителя Stonehead, а компания Yerasov предлагает специально разработанный для усилителя этой же компании жесткий кейс.
Обычно тем, кто играет в небольшой усилитель дома, чехол для усилителя совершенно ни к чему, но если вы планируете часто перевозить или переносить свой аппарат, то я рекомендую заранее озаботиться вопросом его приобретения.