Содержание:
Многие гитаристы недооценивают влияние финишного покрытия электрогитар на конечный звук инструмента, считая его скорее декоративным элементом, нежели звукообразующим фактором, однако влияние покрытия напрямую влияет на звук, хоть это и не так ярко выражено как на акустических инструментах. Существует несколько различных видов покрытия, которые имеют своих поклонников, в этой статье мы рассмотрим как их минусы так и плюсы.
Масляные и восковые покрытия
Такое покрытие в силу достаточно долгого и трудоемкого нанесения, как правило применяется в дорогостоящих мастеровых инструментах, а не в серийном производстве. Наиболее часто используемые масла — это льняное и тунговое, а так же изготовляемое на основе этих двух масел «датское масло».
Покрытие наносится постепенно, в несколько слоев, на практически идеально отполированное дерево, в следствии чего, как внешне так и на ощупь максимально похоже на непокрытое дерево. Такое покрытие хорошо пропитывает древесину и защищает её от влаги, при этом не «душит» дерево, благодаря чему дерево лучше резонирует и максимально открывает свои акустические свойства.
Достоинства:
- Максимально естественный и открытый звук
- Натуральный внешний вид
- Легкое восстановление покрытия
Недостатки:
- Низкая прочность
- Гидрофобность
На видео вы можете посмотреть, покрытие гитары тунговым маслом:
Нитроцеллюлозный лак
Нитроцеллюлозные лаки — это лаки, в основе которых растворитель и смола, впервые появились в 1920-х, благодаря быстрой сушке, а так же тому, что они хорошо смешивались с краской, нитро лаки приобрели широкую популярность в автомобилестроении.
В 50-х годах прошлого века для покраски своих инструментов, подобные автомобильные лаки начал использовать Лео Фендер в серийном производстве. Все винтажные Fender до периода CBS покрыты именно нитроцеллюлозным автомобильным лаком, однако из-за того, что качество покрытия нитро лака, со временем ухудшается, а так же они склонны к пожелтению и растрескиванию, в дальнейшем компания Fender перешла на полиуретановые покрытия.
Но не смотря на это нитро имеет ряд преимуществ, одно из которых — это эластичные свойства лака, ведь нитроцеллюлоза до конца не высыхает, она менее жёсткая и не стягивает дерево как полиуретан, что очень хорошо отражается на резонансных свойствах инструмента, в связи с чем нет ничего удивительного, что данное покрытие полюбилось таким педантам гитарного звука как Gibson, большинство инструментов которых до сих пор покрывается нитро лаком.
Достоинства:
- Легкое восстановление покрытия
- Высокая эластичность и как следствие ничем не зажатый, открытый звук
Недостатки:
- Низкая прочность и износоустойчивость
- Со временем лак выцветает и трескается, однако многим нравится такой «винтажный» внешний вид
На видео вы можете посмотреть, влажную полировку нитроцеллюлозного покрытия гитары:
Полиуретановые лаки
К полиуретановым лакам относится целая группа полимеров, в состав которых входит синтетическая смола. Подобные покрытия стойки к царапинам, износу от трения и в целом такой лак более долговечен в сравнении с воском и нитрой. Существует большое количество составов полиуретановых финишных покрытий, как матовых так и глянцевых.
Однако они не лишены и недостатков, слабая эластичность, делает сколы на таких покрытиях более вероятными, полиуретановые лаки чувствительны к свету и их следует беречь от попадания прямых солнечных лучей. На данный момент большинство серийных инструментов покрывается полиуретановыми лаками.
Достоинства:
- Высокая стойкость к износу
- Высокая стойкость к влаге
- Низкая цена
Недостатки:
- Зачастую полиуретан наносится очень толстым слоем, что «душит» звук инструмента
- Сложность восстановления покрытия
На видео вы можете посмотреть, очистку гитары от полиуретанового покрытия:
Какое финишное покрытие выбрать?
Правильного вопроса на этот ответ нет, ведь все зависит от конечных целей, если нужно максимально раскрыть тон дерева, при этом оставив его цвет близким к натуральному, а тактильные ощущения близкими к непокрытому дереву — то подойдут восковые и масляные покрытия, если хочется хорошего резонанса и аутентичного внешнего вида винтажных инструментов — нитроцеллюлозный лак, а если нужна долговечность лоска нового инструмента и доступность цены — полиуретан.
Однако следует помнить, что не смотря на состав покрытия, чем больше его слой, тем сильнее душится звук, ведь от количества и толщины покрытия напрямую зависит резонанс инструмента.
В заключение хочется оставить, замечательное интервью с Paul Reed Smith по данной теме: