Портал для гитаристов
gtars.ru

Лак и финишное покрытие электрогитар: особенности

Многие гитаристы недооценивают влияние финишного покрытия электрогитар на конечный звук инструмента, считая его скорее декоративным элементом, нежели звукообразующим фактором, однако влияние покрытия напрямую влияет на звук, хоть это и не так ярко выражено как на акустических инструментах. Существует несколько различных видов покрытия, которые имеют своих поклонников, в этой статье мы рассмотрим как их минусы так и плюсы.

финишное покрытие электоргитары

Масляные и восковые покрытия

Такое покрытие в силу достаточно долгого и трудоемкого нанесения, как правило применяется в дорогостоящих мастеровых инструментах, а не в серийном производстве. Наиболее часто используемые масла — это льняное и тунговое, а так же изготовляемое на основе этих двух масел «датское масло».

Покрытие наносится постепенно, в несколько слоев, на практически идеально отполированное дерево, в следствии чего, как внешне так и на ощупь максимально похоже на непокрытое дерево. Такое покрытие хорошо пропитывает древесину и защищает её от влаги, при этом не «душит» дерево, благодаря чему дерево лучше резонирует и максимально открывает свои акустические свойства.

финишное покрытие гитары

Достоинства:

  • Максимально естественный и открытый звук
  • Натуральный внешний вид
  • Легкое восстановление покрытия

Недостатки:

  • Низкая прочность
  • Гидрофобность

Масляные и восковые покрытия для гитары

На видео вы можете посмотреть, покрытие гитары тунговым маслом:

Нитроцеллюлозный лак

Нитроцеллюлозные лаки — это лаки, в основе которых растворитель и смола, впервые появились в 1920-х, благодаря быстрой сушке, а так же тому, что они хорошо смешивались с краской, нитро лаки приобрели широкую популярность в автомобилестроении.

В 50-х годах прошлого века для покраски своих инструментов, подобные автомобильные лаки начал использовать Лео Фендер в серийном производстве. Все винтажные Fender до периода CBS покрыты именно нитроцеллюлозным автомобильным лаком, однако из-за того, что качество покрытия нитро лака, со временем ухудшается, а так же они склонны к пожелтению и растрескиванию, в дальнейшем компания Fender перешла на полиуретановые покрытия.

Но не смотря на это нитро имеет ряд преимуществ, одно из которых — это эластичные свойства лака, ведь нитроцеллюлоза до конца не высыхает, она менее жёсткая и не стягивает дерево как полиуретан, что очень хорошо отражается на резонансных свойствах инструмента, в связи с чем нет ничего удивительного, что данное покрытие полюбилось таким педантам гитарного звука как Gibson, большинство инструментов которых до сих пор покрывается нитро лаком.

Нитроцеллюлозный лак

Достоинства:

  • Легкое восстановление покрытия
  • Высокая эластичность и как следствие ничем не зажатый, открытый звук

Недостатки:

  • Низкая прочность и износоустойчивость
  • Со временем лак выцветает и трескается, однако многим нравится такой «винтажный» внешний вид

Нитроцеллюлозный лак

На видео вы можете посмотреть, влажную полировку нитроцеллюлозного покрытия гитары:

Полиуретановые лаки

К полиуретановым лакам относится целая группа полимеров, в состав которых входит синтетическая смола. Подобные покрытия стойки к царапинам, износу от трения и в целом такой лак более долговечен в сравнении с воском и нитрой. Существует большое количество составов полиуретановых финишных покрытий, как матовых так и глянцевых.

Однако они не лишены и недостатков, слабая эластичность, делает сколы на таких покрытиях более вероятными, полиуретановые лаки чувствительны к свету и их следует беречь от попадания прямых солнечных лучей. На данный момент большинство серийных инструментов покрывается полиуретановыми лаками.

Полиуретановые лаки

Достоинства:

  • Высокая стойкость к износу
  • Высокая стойкость к влаге
  • Низкая цена

Недостатки:

  • Зачастую полиуретан наносится очень толстым слоем, что «душит» звук инструмента
  • Сложность восстановления покрытия

Полиуретановые лаки

На видео вы можете посмотреть, очистку гитары от полиуретанового покрытия:

Какое финишное покрытие выбрать?

покрытие для гитары

Правильного вопроса на этот ответ нет, ведь все зависит от конечных целей, если нужно максимально раскрыть тон дерева, при этом оставив его цвет близким к натуральному, а тактильные ощущения близкими к непокрытому дереву — то подойдут восковые и масляные покрытия, если хочется хорошего резонанса и аутентичного внешнего вида винтажных инструментов — нитроцеллюлозный лак, а если нужна долговечность лоска нового инструмента и доступность цены — полиуретан.

Однако следует помнить, что не смотря на состав покрытия, чем больше его слой, тем сильнее душится звук, ведь от количества и толщины покрытия напрямую зависит резонанс инструмента.

В заключение хочется оставить, замечательное интервью с Paul Reed Smith по данной теме:

 

Комментарии (1):

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Для покрытия джазовых гитар и «досок» рокенролльщиков выбор был более чем скромен. В нанесении лак прост, особых проблем с ним не возникает. Главная особенность – лак довольно долго сохнет, на каждый слой – как минимум сутки.

    0

    0