Содержание:
Наконец, как я и обещал — статья о конденсаторах. Уже третий раз ее переписываю честно говоря) Хотелось добиться максимальной доступности при минимальном объеме текста. Но объемом в данном случае пришлось жертвовать, надеюсь доступность осталась.
Собственно почему конденсаторы? Потому, что часто даже матерые в гитарных делах люди особо не в курсе чем они отличаются. Ну да вольтаж, ну да емкость, а дальше что? Многие уверены, что тонкости надо знать тем кто занимается разработкой экстремальных железок.
Для крайнего севера там, или для больших нагрузок на тысячи вольт и ампер. По большому счету они правы. Если хотите чтобы все было хорошо — просто используйте пленочные конденсаторы, где не хватает емкости — алюминиевые. Минимум паразитных эффектов, сравнительно невысокая стоимость. О конкретных применениях далее.
Конденсаторы в гитарах
Некоторые читатели, как мне известно, и не думают заниматься примочками, но гитару дома имеют. Специально для них коротко о конденсаторах в гитаре. А именно — ставьте любой, кроме танталового, и будет вам счастье. Сходите в магазин радиодеталей, попросите керамических конденсаторов (самых дешевых) в диапазоне от 6.8 до 47 нанофарад, и пробуйте каждый. Емкость на звук влияет очень сильно, в отличии от типа конденсатора.
Многие не согласятся и скажут, что своими ушами слышали как отличается звучание разных конденсаторов одной и той же емкости. Мол пленочные прозрачнее, а кондер из гибсона 50х годов звучит совсем по другому. Не спорю, эти конденсаторы звучат по разному. Но уверяю, даже самые дорогие конденсаторы не уникальны.
Большинство конденсаторов имеют разброс в емкости около 20%. Даже два одинаковых с виду конденсатора могут звучать по разному. А учитывая, что многие конденсаторы имеют свойство стареть и терять емкость, конденсаторы 50х годов приобретают совершенно «неповторимый» звук.
На самом деле, именно на звук в электрогитаре (подчеркну еще раз, в электрогитаре) влияет исключительно емкость.
Конденсаторы в примочках
Вот теперь пойдет по настоящему детальный разбор полетов. В примочках конденсаторы имеют гораздо больше власти чем в гитаре. Но если вы думаете, что плохие конденсаторы сделают звучание сухим и мутным, то вы ооочень сильно ошибаетесь.
Все конденсаторы, при условии, что емкость у них равная, оказывают на звук почти идентичное влияние. Собственно казалось бы, чего тогда парится? Ставим везде конденсаторы нужных номиналов и будет работать) На деле, работать скорее всего будет, но не факт что так как вам нужно.
Да по большому счету не факт даже что будет. Собственно как не напортачить используя разные конденсаторы мы и будем разбираться. Если хотите кратко — есть универсальный рецепт — пленка и алюминий. Только про полярность не забывайте. И будет вам счастье)
А теперь, давайте взглянем на различные типы конденсаторов. Посмотрим чем они друг от друга отличаются и где какие лучше применять. Напомню лишний раз, что я рассматриваю применение конденсаторов в рамках гитарных примочек.
Бумажно-масляные конденсаторы
Сколько же я про них слышал хорошего и лестного… Так вот, никогда не ставьте такое в примочки. Они не нужны. Что раньше, что сейчас они используются в мощной, высоковольтной технике. Они в среднем лучше переносят большие температуры, резкие перепады напряжений и подобные несчастья, но в примочках это бесполезно.
Плюсы:
Хорошо переносят перепады напряжений. Неплохой диапазон емкостей и диапазон напряжений тоже приличный.
Минусы:
Быстро выходят из строя (впитывают влагу, либо масло со временем высохнет). Они большие. Очень большие, одни из самых крупных конденсаторов. Дорого стоят. Плохо работают на высоких частотах.
Как не напортачить:
В принципе, если вы не очень опытны, то эти конденсаторы даже имеют смысл. Куда бы вы их не поставили, они будут работать. По крайней мере пару лет)
Слюдяные конденсаторы
Очень дорогие конденсаторы. Используются в очень высокочастотных цепях и некоторых высокоточных приборах. В нашем случае тожене нужны. Вообще они офигенные, но не нужны. Куча плюсов, но минус — цена, перебивает все эти плюсы. Можно достать то же самое (для примочек), но дешевле.
Плюсы:
Во всех отношениях прекрасные конденсаторы. Абсолютно стойкие ко времени, ни физически, ни химически не стареют. Никаких паразитных эффектов. Очень высокое соответствие емкости маркировке, обычно 1-5%.
Минусы:
Очень маленький диапазон емкостей, обычно, до пары нанофарад, не больше. Очень дорогие и редкие.
Как не напортачить:
Да никак. Уж с этими то вы не напортачите, хоть в розетку втыкайте — ничего с ними не будет.
Танталовые конденсаторы
Вот эти ребята уже поинтереснее. Они помогут вам сэкономить место. Но и обращаться с ними нужно поаккуратнее. Обязательно соблюдайте полярность, более того следите за тем, чтобы на разных концах конденсатора напряжение отличалось на пару вольт.
Если разница стремится к нулю, то передаточные характеристики падают, емкость может сильно уменьшится. Кроме того, берите конденсаторы большого напряжения, нужен запас раза в два.
Плюсы:
Очень высокое отношение емкости к размеру. В миниатюрных примочках это лучшее что вы сможете найти. В отличии от алюминиевых, практически не теряют емкость со временем. Верхняя граница напряжения 50 вольт.
Минусы:
Необходима разница потенциалов (напряжения). Выходят из строя при перепадах напряжения. При выходе из строя перегреваются и взрываются (именно взрываются, без шуток).
Как не напортачить:
Соблюдайте полярность. Следите за тем чтобы на разных полюсах конденсатора была разница потенциалов в несколько вольт. Не перегревайте при пайке, 5-10 секунд их убить не должно.
Керамические конденсаторы
ОЧЕНЬ дешевые конденсаторы. Практически любая керамика на 50 вольт (а больше нам и не надо обычно) стоит копейки в буквальном смысле. В радиомагазинах обычно округляют до рубля, но если будете брать много, то почувствуете разницу. Но, есть у них один серьезный минус. И нет, они не делают звук холодным, или безжизненным, или что там вам в голову взбредет. Самый главный недостаток керамических конденсаторов — они заводятся. Рок-н-ролл ребята.
По сути каждый такой конденсатор это маленький конденсаторный микрофончик. Что бывает с микрофонами когда вы выкручиваете гейн на максимум? Они начинают пищать, а кровь из ушей начинает вытекать. А теперь, представьте сколько гейна в каком-нибудь металзоне — тут даже в бревно петь можно будет.
Казалось бы выкинуть всю керамику к чертям, делов-то. Но, не все так просто, конденсаторы других типов дороги и громоздки. И если потратить на пару сотен рублей больше — не беда, то раздувать свое изделие до размеров биг-мафа ой как не хочется. Ну и деньги то лишними не будут.
В общем, применяйте с осторожностью и знанием дела. Самое главное — микрофонный эффект возрастает с ростом емкости и размера конденсатора. Маленькие диски меньше 1нФ скорее всего не скажутся на звуке. Если только они не стоят перед очень мощным дистом.
Плюсы:
Дешевые. Очень маленький размер, меньше других конденсаторов. Не стареют.
Минусы:
Микрофонный эффект. Изменяют емкость от температуры.
Как не напортачить:
Не ставьте на входе хайгейновых примочек. В них сигнал усиливается многократно, и даже самый маленький конденсатор может прилично завыть. На входе компрессора тоже ставить не стоит. В обоих случаях можно поставить их ближе к выходу, там они особого влияния не окажут. НЕ ставьте их в усилки, там они слишком близко к динамику, либо заливайте их каким-нибудь герметиком, клеевым пистолетом там, чтобы звукоизолировать их, и сгладить возможные вибрации.
Алюминиевые конденсаторы
Эти конденсаторы используются почти в каждой примочке. Секрет их успеха прост — большая емкость и дешевизна. При разумных размерах, для большинства других типов конденсаторов такие значения просто недостижимы. Хотите чтобы примочка не шипела даже от плохого блока питания? — поставьте туда кондер на 1000uF, а питание подавайте через резистор в 50-100Ом.
Поскольку в примочках они используются не слишком интенсивно (мощности то небольшие), то и живут очень долго, хотя со временем теряют в емкости. В спецификациях пишут обычно про 5000 часов работы, это число указано из расчета на максимальную рабочую температуру (обычно 85 или 105 градусов цельсия). При комнатной температуре срок работы практически неограничен.
Внимание! Не шунтируйте алюминиевые конденсаторы керамическими — бесполезная затея в большинстве случаев. Да, алюминиевые конденсаторы не дружат с высокими частотами, и хуже их фильтруют и хуже их фильтруют, но керамика в 100нФ, которой они обычно шунтируются, начинает работать сравнимо с самым захудалым алюминием только на частотах выше 200кГц. Оно вам надо?
Плюсы:
Большая емкость. Доступность (и по цене и по распространенности). Низкая цена.
Минусы:
Потихоньку пропускают постоянный ток, не пихайте их всюду без надобности. Со временем теряют емкость, старость не радость. Звук многих винтажных примочек изменяется именно за счет этого эффекта.
Как не напортачить:
Берите вольтаж чуть с запасом, процентов в 20. Не перегревайте при пайке. Самое главное — не путайте полярность)
Пленочные конденсаторы
Вот мы и добрались до самого вкусного. Строго говоря, пленочных конденсаторов существует много разных. Но для нас самое интересное в них — отсутствие микрофонного эффекта и невысокая стоимость. В остальном, разные типы пленки отличаются по соотношению размер/емкость. Обычно те что компактнее дороже стоят.
Плюсы:
Отсутствие микрофонного эффекта. Умеренная стоимость.
Минусы:
Нет. С натяжкой можно сказать что цена и размер, но они вполне в рамках.
Как не напортачить:
Не перегреть разве что.
Вывод
Вот пожалуй и все что нужно знать о конденсаторах тем, кто использует их при работе со звуком. Не отрицаю, что они имеют некоторые другие интересные свойства, но в звуковом диапазоне частот и при работе с аналоговой техникой они не имеют никакого значения. Возможно я еще расскажу о них если буду писать о работе с цифровыми чипами.
Напоследок все (почти) кондеры вместе для сравнения размеров.
Автор: Павел Грязнов