Портал для гитаристов
gtars.ru

Гитарный эффект — delay: педаль для космонавта (1 часть)

Одним из наиболее популярных гитарных эффектов без сомнения является Delay. Даже у начинающих гитаристов второй покупкой после педали перегруза, зачастую становится какое-нибудь простенькое эхо, что уж говорить о профессионалах в арсенале которых несколько разных Delay эффектов совершенно обычное дело.

Delay (с английского Delay — задержка) — эффект задержки звука, реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Задержанный сигнал может воспроизводиться либо один раз, либо несколько раз. Время задержки как правило не менее 50-60 мс.

педаль делей

Первое появление гитарного эффекта delay

Впервые на записи Delay появился в 50-х годах прошлого века, эффект был реализован путем смещения уменьшенных по громкости копии одной из дорожек на магнитной ленте. Повторить этот эффект можно в любом секвенсоре, сделав копию записанного трека, немного уменьшив его громкость и сместив на небольшое время (от 50мс до 2сек).

Tape Delay (Ленточная Задержка)

Со временем многие музыканты захотели применять подобный эффект не только в студийной работе, но и в концертной деятельности. Плодами этих желаний и работы инженеров, стала разработка и производство ленточных эхо машин, принцип действия которых заключался в прокручивании магнитной ленты по кругу, в следствии чего скорость движения ленты регулировала время задержки, а степень намагничивания ленты громкость повторов. Типичный пример такого прибора — это знаменитый ленточный дилей Echoplex EP4.

echoplex delay
Ленточный delay Echoplex EP4

 

В силу немалого веса и такой же неподъемной цены, подобные девайсы стали прерогативой исключительно обеспеченных музыкантов, а в следствии того, что такие люди как правило были звездами первой величины нет ничего удивительного, что со временем спрос на доступный по цене и размеру делей стал просто огромным.

Bucket-Brigade Delay (Аналоговый Дилей)

Первыми кто заменил магнитную ленту, дискретной аналоговой линией задержки были инженеры фирмы Philips, данный эффект был назван Bucket-Brigade и ассоциировался с бригадой пожарников, передающей по шеренге ведро с водой, теряя при этом с каждой передачей воду, а в случае с аудио сигналом частоты полезного сигнала, нарезанные на дискретные полоски и двигающиеся по цепочке.

 

analog_delay_shema
Аналоговый delay Bucket Brigade Delay

 

Немного позже фирма Reticon выпустила чип для этих целей (SAD1024), обеспечив таких производителей как EHX, MXR, Ross и им подобных работой на несколько лет вперед. Эти дилеи строились на трех чипах имели задержку всего 0.2мс, но при этом размер и вес в несколько десятков раз меньше, чем у ленточных дилеев, обычно это был кирпич весом 1-2кг. Сегодня это выглядит дико, а на тот момент безусловная победа.

дилей ROSS delay
«Компактный» двух килограммовый дилей Ross

 

Однако, настоящий прорыв произошел в Японии, после выпуска компанией Panasonic чипов MN3005, MN3007 и MN3205 стоивших гораздо дешевле чипов SAD1024, но при этом предоставлявших большее время задержки, в следствии чего компания Reticon приказала долго жить.

MN3005 MN3007 MN3205
Те самые чипы

 

Флагманом чипов Panasonic стала отделившееся от Roland фирма Boss и их шедевральный DM-2, за которым последовали практически точные его копии от Ibanez (о которых мы подробно писали в статье история гитар Ibanez) и Maxon. Эти дилеи уже были привычного, компактного форм фактора и питались от 9в. А об удачности схемы, ярче всего говорит её копирование даже в наше время, ярчайший пример Way Huge Aquapuss.

boss delay
Гитарная педаль эффектов BOSS DM-2

 

Если говорить о звуке аналоговых дилеев, то это теплое и естественное эхо придающее вашей музыке ни с чем не сравнимую атмосферу, однако за это приходится платить как правило — это клипинг и clock noise, и если первое это явный баг, то со вторым не все так просто.

Clock noise — фирменный гитарный эффект Sonic Youth

Clock noise — это высокочастотный шум, напоминающий тиканье часов, возникающий как правило на больших значениях обратной связи дилея, казалось бы ничего хорошего, однако многие музыканты находят в этом интересный и необычный эффект, в частности Sonic Youth.

Oscillation (заводка) — побочный эффект

Еще одним часто используемым Sonic Youth эффектом является самовозбуждение дилея так называемая заводка, наиболее яркий и знакомый большинству пример использования — это концовка Radiohead`овской Karma Police (примерно с 3:40), достигается этот эффект на минимальной времени задержки и максимальном фидбеке, однако заводку можно держать в узде с помощью ручки микс, как пример такой фоновой осцилляции Blueneck – Barriers Down.

mf-delay
MF Delay

Модуляция в эффекте deyal

Говоря о аналоговых дилеях нельзя не упомянуть такую вещь как модуляция, в первую очередь — это дань уважения ленточным дилеям и имитации перепадов скорости ленты. Подобные перепады в силу конструкции пленочных дилеев, были совершенно заурядным делом, но при этом придавали повторам шарма, пришедшимся многим музыкантам по вкусу. В аналоговых дилеях модуляция как правило реализована добавлением хоруса.

Digital Delay (Цифровой Дилей)

Прогрессирующие цифровые технологии, на рубеже 70-х и 80-х, стали благодатной почвой для разработки и создания первых цифровых дилеев, на основе схем аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований. Данная технология обеспечивала минимальную потерю качества сигнала на повторах, что сказывалось на звуке, он был четким, читаемым, но при этом в сравнении с аналогом достаточно холодным. Первым массовым хитом на основе данной технологии стал Boss DD-2.

boss-dd7 педаль босс дд2
Один из первых цифровых дилеев — BOSS — DD2

 

Не смотря на то, что Boss произвели фурор со свои DSP дилеем, избавив пользователей от клипинга и предоставив почти идеальные повторы,  многим музыкантам не хватало шарма несовершенных аналоговых дилеев, что в свою очередь побудило производителей  добавлять в схемы частотные фильтры, имитируя тем самым старые аналоговые линии задержки. Яркий пример Boss DD-7 имитирующий классический аналоговый  DM-2.

boss-dd7-delay босс дд7
Классический цифрой дилей BOSS-DD7

Tap Tempo delay

Так же цифровые делеи помимо четких и читаемых повторов принесли и заметно большее время задержки. И если с аналоговым дилеем, с максимальной задержкой как правило в районе 300мс и размытыми повторами, проблем с синхронизацией не возникало, в силу отсутствия необходимости этой самой синхронизации (хотя были и исключения, вроде Эйджа), то цифровые дилей принесли и новую головную боль своим владельцам.

Однако, решение довольно быстро нашлось, путем добавления функции с помощью которой можно было задать темп ритмичным нажатием на кнопку, проблема синхронизации решилась

Delay-калькулятор

Не смотря на то, что Tap Tempo штука безусловно полезная и нужная, есть она далеко не на всех даже цифровых дилеях, а вот играть с ритмичным дилеем хочется многим. Решение этой проблемы есть, нужно всего лишь воспользоваться формулой расчёта времени задержки дилея, в соответствии с которой можно самостоятельно рассчитать нужные параметры.

Например, есть трек со скоростью 120 ударов в минуту. В одной минуте 60000 ms, в одном такте 4 доли, получаем:
240000/120=2000ms. далее, исходя из этого:

1/2=1000ms
1/3=666.67ms
1/4=500ms
1/8=250ms
1/16=125ms
1/32=62.5ms

Для расчёта триолей результат умножаем на 0,667, а для расчёта нот с точкой умножаем на полтора.
Однако если и это слишком сложно, можно просто воспользоваться программным калькулятором, благо в сети их огромное количество, просто загуглите: «Delay-калькулятор»

PT2399 (Дилей на Караоке Чипе) или самый дешевый delay

Как не трудно догадаться из заголовка, речь пойдет о чипе для караоке, в свое время в Японии данный вид развлечений был очень популярен. И что бы сделать голос немного красивее в караоке машины, видеомагнитофоны и DVD стали добавлять эффект эхо основанный на BBD, а впоследствии для уменьшения расходов был придуман копеечный чип PT2399.

чип для караоке delay
Дешевый чип для караоке

 

PT2399 представлял из себя одночиповый дилей для караоке, за  очень доступный прайс 1-2 доллара, для многих радиолюбителей это стало вызовом опробовать себя в создании дилея. После чего пошло кто на что горазд, от изъятия целых схем из видео магнитофонов, до создания полностью оригинальных схем исключительно под караоке чип, особенно тут отличился Карл Мартин со своим DBD, схему которого копируют десятки производителей, а в Китае например не только схему, фото фейкового DBD ниже.

mad-proff-delay фейк
Фейковый DBD от Карла Мартина

 

По звуку дилеи на PT2399 как правило характеризуются этаким псевдовинтажным срезом верха на повторах, но при этом вполне цифровым отсутствием клипинга, в общем своя прелесть есть, да и доступная цена радовала, однако многие бутиковые производители сейчас пытаясь ввести людей в заблуждение продавая дилеи на караоке чипе по цене аналоговых или добротной многофункциональной цифры, особо нигде не афишируя наличие в девайсе PT2399.

Органы управления педалью Delay

Основных ручек управления всегда три, вне зависимости от типа дилея:

  • Time,Tempo, Rate -время задержки;
  • Mix, Balance, Blend — громкость повторов;
  • Feedback,Regen, Repeat — количество повторов, в максимальном положении как правило начинается заводка;

rac-delay рековый делай

Также зачастую можно встретить:

  • Tone — темб окраски хвостов, от яркого к темному;
  • Level — громкость чистого сигнала, полезно если во время включения дилея нужен буст;
  • Mod Depth — глубина модуляции на повторах;
  • Type — в основном встречается на цифровых приборах, с помощью этой ручки можно выбрать тип используемого дилея, к примеру modulated delay (задержка с модуляцией) или reverse (воспроизведение повторов в обратном порядке);

Bypass в педалях Delay

В заключении этой части статьи хотелось бы отметить обход, как правило в дилеях применяется активный байпасс, обусловлено это тем, что при выключении прибора, отключается только подача сигнала на чип, а вот выходящий сигнал продолжает свой путь, сделано это для того, что бs после выключения дилея хвосты продолжали звучать, а не резко и не музыкально обрывались.

delay-shema-2 схема дилей

Продолжение статьи о гитарном эффекте Delay

23842938