Содержание:
- 1 Зарождение компании Gibson
- 2 Ллойд Лоэр и его вклад в развитие Gibson
- 3 Появление гитары с магнитным звукоснимателем
- 4 Gibson и Вторая мировая война
- 5 Chicago Musical Instrument Company или “Золотой век” Gibson
- 6 Gibson Les Paul — символ рок-музыки
- 7 Другие модели гитар фирмы Gibson
- 8 Малоизвестные модели от Gibson
- 9 Особенности строения гитар фирмы Gibson
- 10 Итог
Gibson является одним из двух самых первых гигантов гитарного производства, это название знакомо каждому гитаристу, который когда-либо задумывался о приобретении инструмента. Многие классические формы, особенности конструкции, материалы изготовления и покрытия электрогитар в свое время были заданы именно этой фирмой.
Зарождение компании Gibson
История гитар Gibson началась в начале 20 века в Америке, вместе с официальной регистрацией бренда Орвилом Гибсоном. В начале своего пути они производили лишь акустические гитары и мандолины, которые были наиболее востребованными инструментами того времени.
Компания заработала себе хорошую репутацию и славу новаторов – Орвил Гибсон очень часто предлагал свои оригинальные конструкторские решения, некоторые из которых в дальнейшем повлияли на всю индустрию. Например, он разработал форму гитары с формой арктоп – акустический инструмент, по форме напоминающий безладовые струнные (скрипку, виолончель), имеющий вырезы в форме английской буквы f по бокам и получившие название в ее честь – эфы.
Ллойд Лоэр и его вклад в развитие Gibson
В одиночку Гибсону было сложно уследить за новейшими веяниями, поэтому штат компании пополнился гениальным дизайнером-инженером Ллойдом Лоэром. После выпуска культовой мандолины Gibson F5, компания сосредоточилась на выпуске гитар-арктопов.
Следующим невероятно важным шагом в истории Gibson стало изобретение Лоэром в 1924 году магнитных звукоснимателей (про которые мы писали ранее в статье: Звукосниматель на гитару – критерии выбора из 100 вариантов) .
Растущие запросы публики, растущие помещения, желание выделиться среди других музыкантов и, наконец, логическое развитие музыки часто приводили к нестандартным решениям, отсюда появлялись и другие, порой тупиковые и непопулярные решения.
Появление гитары с магнитным звукоснимателем
После многих неудачных и не совсем удачных попыток усилить звук для игры перед большой аудиторией, было изобретено наиболее удачное решение, используемое и по сей день – прародитель сегодняшних электрогитар – Gibson E-150. Модель ES-150 стала первой поставленной на производственный поток гитарой, оснащенной магнитным звукоснимателем.
Она имела форму классической испанской гитары, с тем отличием, что фурнитура была рассчитана на стальные струны, отсутствовала классическая розетка, а вместо нее в корпусе были проделаны эфы. Голова грифа имела форму вестерн-гитары и, конечно, у пятки грифа находилось главное отличие — звукосниматель.
На ряду с ES-150, в конце 1920х – начале 1930х, компания начала выпускать электромандолины, электрические банджо и гавайские гитары.
Gibson и Вторая мировая война
В период Второй мировой войны производство музыкальных инструментов пришлось свернуть и заняться нуждами оборонной промышленности.
До этого времени и тем более в это время, никаких кардинальных изменений в модельном ряде произойти не могло, а сама компания пришла в упадок в связи с недостаточной поддержкой государства, тратившего колоссальные деньги на наращивание военной мощи.
В последние годы войны компанию выкупает Chicago Musical Instrument Company, принадлежащая на тот момент Морису Генри Берлину и начинается новая страница в ее истории.
Chicago Musical Instrument Company или “Золотой век” Gibson
С продажей компании в руки Chicago Musical Instrument Company начался ее расцвет.
Неудовлетворенные акустическими качествами полого корпуса электрогитары, а так же ошеломленные успехом Фендеровского Стратокастера (о котором вы можете узнать из статьи: История гитар Fender), руководители компании начали обращать внимание на отвергнутые ранее идеи, значительно пересматривать свои взгляды на устройство инструмента. Требовался срочный ответ Фендеру.
Неоценимый вклад Лестера Уильяма Полсфусса в гитаростроение
Это дело в свои руки взял Тэд МакКарти. В 1948 году он становится главой Gibson в составе Chicago Musical Instrument Company и начинает искать решение.
Стоит отметить, что подходящая идея уже была однажды предложена – в 1945-1946х годах, еще до войны, к руководству компании приходил известный в то время музыкант, виртуозный гитарист-новатор, по совместительству, как бы громко это не звучало, изобретатель – Лестер Уильям Полсфусс. Он предложил безумную на то время идею, а именно гитару с цельным корпусом, но был принял в штыки. Конечно, изначально предложенная конструкция была далека от идеала, но сама идея была именно искомым решением.
МакКарти призывает Лестера Полсфусса к сотрудничеству и тот соглашается. Изначально идея Полсфусса заключалась во вставке внутри корпуса, которая соединяла бы его части и делала его как бы цельным, но это слишком сильно бы усложнило производство и не дало бы нужного эффекта, поэтому эту конструкцию и отвергли.
После года работы была предложена форма, которая быстро завоевала себе всемирную славу и стала символом рок-музыки – Gibson Les Paul.
Gibson Les Paul — символ рок-музыки
Сотрудничество музыканта и компании-производителя, что весьма логично, вылилось в настоящую революцию. В то время Stratocaster производства Fender уже начал набирать популярность, хоть и не сразу, но приживаясь среди музыкантов, за счет уникальных характеристик цельнокорпусной гитары.
В отличие от Fender, компания Gibson оказалась более консервативной, на этом сильно сказался предыдущий опыт производства инструментов, которые по своему строению были близки к классическим.
Форма Les Paul сильно приближенна к смычковым, хоть корпус уменьшен по отношению к грифу. Также в нем имеется вырез для левой руки, обеспечивающий беспрепятственный доступ к верхним ладам.
Гриф вклеен, в то время как у Fender’a он крепился на болтах, а струны крепятся на верхней части корпуса, а не проходят сквозь инструмент. Отсутствует также и классическое фендеровское тремоло, бридж фиксирован. Первые гитары были сделаны из четырех цельных, склеенных между собой кусков красного дерева и кленовой прослойки, весили довольно много, так что было довольно трудно находиться с ней в руках на сцене продолжительное время.
Выход из этой ситуации нашелся не сразу – из-за консервативного настроя руководства никто не захотел менять удачную конструкцию. Но, с течением времени, все же пришлось пойти на крайние меры – если нельзя изменить материал и и комплектацию, пришлось изменить количество, а именно сделать полости. Это решило проблему с большим весом гитар, но большинство профессиональных гитаристов считают, что это негативно сказалось на звуке и “охотятся” за старыми инструментами без полостей.
И все же, в то время главной “фишкой” гитар Les Paul стал изогнутый, как у смычковых вверх корпус.
Другие модели гитар фирмы Gibson
Полуакустические гитары Gibson
В период с 1950х до 1970х компания Gibson предложила немало интересных моделей, многие из которых так же укрепились на гитарном рынке.
Такие полуакустические модели как ES-175, ES-350, ES-225, ES-335,а так же многие другие и сегодня довольно часто встречаются у джазовых и блюзовых исполнителей, благодаря своему густому, теплому звучанию.
Стоит отметить, что до 1957 года в сфере производства полуакустических инструментов у Gibson был серьезный конкурент – компания Epiphone. На инструментах Epiphone играли многие известные музыканты, среди которых был даже Джон Леннон, и находили их даже лучше гибсоновских. Но в 57 году компания Gibson полностью выкупила Epiphone.
С тех пор производство Epiphone неоднократно переносилось – сначала в Японию, затем в Корею, а потом и вовсе в Китай. Естественно, из-за этого качество продукции с каждым разом становилось все хуже и на сегодняшний день инструменты Epiphone не могут составить конкуренцию оригинальным гибсоновским, хоть их и изготавливают по оригинальным чертежам.
Gibson SG
Кроме полуакустических моделей компанией Gibson были разработаны несколько нестандартных форм. Эксперименты с формой Les Paul привели к появлению более тонкого (и легкого!) инструмента с двумя вырезами, но самому Лестеру Полсфуссу он почему-то не понравился, поэтому и не получил его имя. Эта форма носит название SG (Solid Guitar).
Он немного шире классического Les Paul, но его профиль гораздо уже. На гитарах этой формы играли такие известные музыканты как: Эрик Клэптон, Ангус Янг и многие другие. Ее звучание ярче и резче, чем звук гитар формы Les Paul за счет измененных резонансных качеств.
Gibson Explorer
Не менее популярна и другая, более необычная форма – Explorer. Она была предложена в 1957 вместе с Flying V, но из-за необычного дизайна спроса на нее практически не было и производство таких гитар остановили. Первые модели были сделаны из корины (лимба или желтый махагони), но после возобновления выпуска в 1976 ее стали делать из красного дерева.
Форма головы у нее напоминает хоккейную клюшку, а корпус выглядит совершенно футуристично. Тем не менее такие гитары имеют плотный, густой звук, идеально подходящий для ритм партий. В отличие от SG и Les Paul гриф чаще всего инкрустирован точками, а не традиционными трапециями. На гитаре именно этой формы продолжительное врем играл (и играет) Джеймс Хетфилд, гитарист и вокалист группы Metallica.
Gibson Flying V
Одновременно с Explorer’ами была предложена, забыта и воскрешена форма Flying V. За счет V-образной формы тела вес этой гитары тоже оказался меньше, чем, например у Les Paul или Explorer. Совершенно необычная форма этой гитары точно так же была поставлена музыкантами под сомнение, на мой взгляд, незаслуженно.
Эта форма послужила прототипом для таких форм как: King V и Randy Rhoads. Гриф этой гитары полностью выступает за корпус, полностью освобождая гриф и обеспечивая максимальную свободу всей руке и пальцам музыканта, что делает ее невероятно удобной для исполнения соло партий, что, вкупе с легким весом и пробивным, ярким звуком, делает ее великолепнейшим инструментом.
Ручки управления громкостью и тоном, а так же переключатель позиции звукоснимателей находится за струнами, позволяя также свободно управлять левой рукой, не опасаясь задеть органы управления гитары. Изначально, как и Explorer, эти гитары изготовлялись из корины, но затем их начали делать из красного дерева (а из чего еще делают гитары, вы можете прочесть в нашей статье:Древесина для электрогитар: от тополя до чёрного дерева).
Большое значение имеет и то, что струны на Flying V проходят сквозь корпус, чего раньше на гитарах Gibson не было. Гитары этой формы – однозначный выбор, например, Кирка Хэмметта из той же Metallica, а так же многих других профессиональных музыкантов.
Малоизвестные модели от Gibson
К малоизвестным моделям Gibson следует относить экспериментальные (какими в свое время были Explorer и Flying V) и выпущенные ограниченным тиражом гитары нестандартной формы. Таких моделей очень много, об основных я расскажу в этой статье.
Gibson EDS-1275
Эта модель не является большой редкостью, и производится и по сей день, но в крайне ограниченных количествах. Своей формой она напоминает SG, но при этом имеет два грифа с 6 и 12 струнами соответственно.
Двенадцатиструнный гриф в виду особенностей конструкции SG позволяет получить невероятно насыщенный и яркий звук, поэтому на ней играли такие известные гитаристы как Джимми Пейдж (выпускаются так же его именные модели) и Элвис Пресли.
Gibson M-III
В 1991 году, поддавшись веяниям моды, компания выпускает инструмент, ориентированный на быстрые и мощные риффы и скоростные соло. Этим инструментом стала модель M-III.
Инструмент сделан из красного дерева, однако его гриф сделан из клена, что не характерно для Gibson. Еще одна особенность – прямо с завода гитара оборудована системой тремоло Floyd Rose и имеет 3 звукоснимателя. Голова грифа представляет собой повернутую в другую сторону “клюшку” Explorer’а.
Zakk Wylde Moderne of Doom
В результате тесного сотрудничества легендарного Закка Вайлда с Gibson, на свое появилась Zakk Wylde Moderne of Doom. Выполненная по канонам Вайлда, на ней установлены активные звукосниматели EMG 85 в нековой позиции и EMG 81 в бридже. Как и M-III она с завода оснащена Floyd Rose.
Корпус сделан из красного дерева, гриф из клена, это сочетание материала и необычной формы корпуса позволяет получить “жирный” Вайлдовский звук с насыщенными флажолетами.
Особенности строения гитар фирмы Gibson
Основным отличием гитар Gibson от вечного конкурента Fender является вклеенное крепление грифа, против крепления на болтах у Fender. Оно бывает трех видов:
- Короткое
- Традиционное
- Глубокое
Они различаются глубиной вклейки. В разное время производились гитары с разной глубиной вклейки, но с 2008 года все гитары Gibson получили глубокую вклейку.
Очень важной особенностью также является наличие угла между корпусом и грифом. Обычно угол между корпусом и грифом составляет 3-5 градусов, а угол между грифом и головой – 17 градусов. Это позволяет расположить бриджевый звукосниматель выше некового и повышает удобство игры, в виду выпуклого топа.
Анкерный болт у гитар Gibson практически всегда располагается под крышечкой на голове грифа из-за его вклеенной конструкции.
Итог
На сегодняшний день Gibson является всемирно известным лидером в производстве гитар, хоть и с несколько консервативными взглядами. Не смотря на это, отличное качество продукции, многолетняя репутация и огромнейший опыт, вкупе с сотрудничеством с самыми известными музыкантами всех времен, позволяет этой компании прочно удерживать свою позицию на гитарном рынке.