Портал для гитаристов
gtars.ru

История гитар Gibson

gibson

Gibson является одним из двух самых первых гигантов гитарного производства, это название знакомо каждому гитаристу, который когда-либо задумывался о приобретении инструмента. Многие классические формы, особенности конструкции, материалы изготовления и покрытия электрогитар в свое время были заданы именно этой фирмой.

Зарождение компании Gibson

gibson

История гитар Gibson началась в начале 20 века в Америке, вместе с официальной регистрацией бренда Орвилом Гибсоном. В начале своего пути они производили лишь акустические гитары и мандолины, которые были наиболее востребованными инструментами того времени.

Компания заработала себе хорошую репутацию и славу новаторов – Орвил Гибсон очень часто предлагал свои оригинальные конструкторские решения, некоторые из которых в дальнейшем повлияли на всю индустрию. Например, он разработал форму гитары с формой арктоп – акустический инструмент, по форме напоминающий безладовые струнные (скрипку, виолончель), имеющий вырезы в форме английской буквы f по бокам и получившие название в ее честь – эфы.

мандолина Gibson F5
Мандолина Gibson F5

Ллойд Лоэр и его вклад в развитие Gibson

В одиночку Гибсону было сложно уследить за новейшими веяниями, поэтому штат компании пополнился гениальным дизайнером-инженером Ллойдом Лоэром. После выпуска культовой мандолины Gibson F5, компания сосредоточилась на выпуске гитар-арктопов.

гитара-арктоп
Гитара-арктоп

 

Следующим невероятно важным шагом в истории Gibson стало изобретение Лоэром в 1924 году магнитных звукоснимателей (про которые мы писали ранее в статье: Звукосниматель на гитару – критерии выбора из 100 вариантов) .

Растущие запросы публики, растущие помещения, желание выделиться среди других музыкантов и, наконец, логическое развитие музыки часто приводили к нестандартным решениям, отсюда появлялись и другие, порой тупиковые и непопулярные решения.

Магнитный звукосниматель
Первый магнитный звукосниматель

Появление гитары с магнитным звукоснимателем

После многих неудачных и не совсем удачных попыток усилить звук для игры перед большой аудиторией, было изобретено наиболее удачное решение, используемое и по сей день – прародитель сегодняшних электрогитар – Gibson E-150. Модель ES-150 стала первой поставленной на производственный поток гитарой, оснащенной магнитным звукоснимателем.

Она имела форму классической испанской гитары, с тем отличием, что фурнитура была рассчитана на стальные струны, отсутствовала классическая розетка, а вместо нее в корпусе были проделаны эфы. Голова грифа имела форму вестерн-гитары и, конечно, у пятки грифа находилось главное отличие — звукосниматель.

Gibson ES-150
Gibson ES-150

 

На ряду с ES-150, в конце 1920х – начале 1930х, компания начала выпускать электромандолины, электрические банджо и гавайские гитары.

Gibson и Вторая мировая война

В период Второй мировой войны производство музыкальных инструментов пришлось свернуть и заняться нуждами оборонной промышленности.

До этого времени и тем более в это время, никаких кардинальных изменений в модельном ряде произойти не могло, а сама компания пришла в упадок в связи с недостаточной поддержкой государства, тратившего колоссальные деньги на наращивание военной мощи.

Gibson

В последние годы войны компанию выкупает Chicago Musical Instrument Company, принадлежащая на тот момент Морису Генри Берлину и начинается новая страница в ее истории.

Chicago Musical Instrument Company или “Золотой век” Gibson

С продажей компании в руки Chicago Musical Instrument Company начался ее расцвет.

Неудовлетворенные акустическими качествами полого корпуса электрогитары, а так же ошеломленные успехом Фендеровского Стратокастера (о котором вы можете узнать из статьи: История гитар Fender), руководители компании начали обращать внимание на отвергнутые ранее идеи, значительно пересматривать свои взгляды на устройство инструмента. Требовался срочный ответ Фендеру.

Неоценимый вклад Лестера Уильяма Полсфусса в гитаростроение

Это дело в свои руки взял Тэд МакКарти. В 1948 году он становится главой Gibson в составе Chicago Musical Instrument Company и начинает искать решение.

Стоит отметить, что подходящая идея уже была однажды предложена – в 1945-1946х годах, еще до войны, к руководству компании приходил известный в то время музыкант, виртуозный гитарист-новатор, по совместительству, как бы громко это не звучало, изобретатель – Лестер Уильям Полсфусс. Он предложил безумную на то время идею, а именно гитару с цельным корпусом, но был принял в штыки. Конечно, изначально предложенная конструкция была далека от идеала, но сама идея была именно искомым решением.

Лестер Уильям Полсфусс
Лестер Уильям Полсфусс

 

МакКарти призывает Лестера Полсфусса к сотрудничеству и тот соглашается. Изначально идея Полсфусса заключалась во вставке внутри корпуса, которая соединяла бы его части и делала его как бы цельным, но это слишком сильно бы усложнило производство и не дало бы нужного эффекта, поэтому эту конструкцию и отвергли.

После года работы была предложена форма, которая быстро завоевала себе всемирную славу и стала символом рок-музыки – Gibson Les Paul.

Gibson Les Paul — символ рок-музыки

Сотрудничество музыканта и компании-производителя, что весьма логично, вылилось в настоящую революцию. В то время Stratocaster производства Fender уже начал набирать популярность, хоть и не сразу, но приживаясь среди музыкантов, за счет уникальных характеристик цельнокорпусной гитары.

Gibson Les Paul
Gibson Les Paul

Узнать цену

В отличие от Fender, компания Gibson оказалась более консервативной, на этом сильно сказался предыдущий опыт производства инструментов, которые по своему строению были близки к классическим.
Форма Les Paul сильно приближенна к смычковым, хоть корпус уменьшен по отношению к грифу. Также в нем имеется вырез для левой руки, обеспечивающий беспрепятственный доступ к верхним ладам.

Гриф вклеен, в то время как у Fender’a он крепился на болтах, а струны крепятся на верхней части корпуса, а не проходят сквозь инструмент. Отсутствует также и классическое фендеровское тремоло, бридж фиксирован. Первые гитары были сделаны из четырех цельных, склеенных между собой кусков красного дерева и кленовой прослойки, весили довольно много, так что было довольно трудно находиться с ней в руках на сцене продолжительное время.

Gibson Les PaulGibson Les Paul

Выход из этой ситуации нашелся не сразу – из-за консервативного настроя руководства никто не захотел менять удачную конструкцию. Но, с течением времени, все же пришлось пойти на крайние меры – если нельзя изменить материал и и комплектацию, пришлось изменить количество, а именно сделать полости. Это решило проблему с большим весом гитар, но большинство профессиональных гитаристов считают, что это негативно сказалось на звуке и “охотятся” за старыми инструментами без полостей.

завод gibson

И все же, в то время главной “фишкой” гитар Les Paul стал изогнутый, как у смычковых вверх корпус.

Другие модели гитар фирмы Gibson

Полуакустические гитары Gibson

В период с 1950х до 1970х компания Gibson предложила немало интересных моделей, многие из которых так же укрепились на гитарном рынке.

Такие полуакустические модели как ES-175, ES-350, ES-225, ES-335,а так же многие другие и сегодня довольно часто встречаются у джазовых и блюзовых исполнителей, благодаря своему густому, теплому звучанию.

Полуакустическая гитара
Полуакустическая гитара Gibson

 

Стоит отметить, что до 1957 года в сфере производства полуакустических инструментов у Gibson был серьезный конкурент – компания Epiphone. На инструментах Epiphone играли многие известные музыканты, среди которых был даже Джон Леннон, и находили их даже лучше гибсоновских. Но в 57 году компания Gibson полностью выкупила Epiphone.

С тех пор производство Epiphone неоднократно переносилось – сначала в Японию, затем в Корею, а потом и вовсе в Китай. Естественно, из-за этого качество продукции с каждым разом становилось все хуже и на сегодняшний день инструменты Epiphone не могут составить конкуренцию оригинальным гибсоновским, хоть их и изготавливают по оригинальным чертежам.

Gibson SG

Кроме полуакустических моделей компанией Gibson были разработаны несколько нестандартных форм. Эксперименты с формой Les Paul привели к появлению более тонкого (и легкого!) инструмента с двумя вырезами, но самому Лестеру Полсфуссу он почему-то не понравился, поэтому и не получил его имя. Эта форма носит название SG (Solid Guitar).

Gibson SG
Gibson SG

Узнать цену

Он немного шире классического Les Paul, но его профиль гораздо уже. На гитарах этой формы играли такие известные музыканты как: Эрик Клэптон, Ангус Янг и многие другие. Ее звучание ярче и резче, чем звук гитар формы Les Paul за счет измененных резонансных качеств.

Ангус Янг
Ангус Янг

Gibson Explorer

Не менее популярна и другая, более необычная форма – Explorer. Она была предложена в 1957 вместе с Flying V, но из-за необычного дизайна спроса на нее практически не было и производство таких гитар остановили. Первые модели были сделаны из корины (лимба или желтый махагони), но после возобновления выпуска в 1976 ее стали делать из красного дерева.

Gibson Explorer
Gibson Explorer

Узнать цену

Форма головы у нее напоминает хоккейную клюшку, а корпус выглядит совершенно футуристично. Тем не менее такие гитары имеют плотный, густой звук, идеально подходящий для ритм партий. В отличие от SG и Les Paul гриф чаще всего инкрустирован точками, а не традиционными трапециями. На гитаре именно этой формы продолжительное врем играл (и играет) Джеймс Хетфилд, гитарист и вокалист группы Metallica.

Джеймс Хетфилд
Джеймс Хетфилд

Gibson Flying V

Одновременно с Explorer’ами была предложена, забыта и воскрешена форма Flying V. За счет V-образной формы тела вес этой гитары тоже оказался меньше, чем, например у Les Paul или Explorer. Совершенно необычная форма этой гитары точно так же была поставлена музыкантами под сомнение, на мой взгляд, незаслуженно.

Эта форма послужила прототипом для таких форм как: King V и Randy Rhoads. Гриф этой гитары полностью выступает за корпус, полностью освобождая гриф и обеспечивая максимальную свободу всей руке и пальцам музыканта, что делает ее невероятно удобной для исполнения соло партий, что, вкупе с легким весом и пробивным, ярким звуком, делает ее великолепнейшим инструментом.

Gibson Flying V
Gibson Flying V

Узнать цену

Ручки управления громкостью и тоном, а так же переключатель позиции звукоснимателей находится за струнами, позволяя также свободно управлять левой рукой, не опасаясь задеть органы управления гитары. Изначально, как и Explorer, эти гитары изготовлялись из корины, но затем их начали делать из красного дерева  (а из чего еще делают гитары, вы можете прочесть в нашей статье:Древесина для электрогитар: от тополя до чёрного дерева).

Большое значение имеет и то, что струны на Flying V проходят сквозь корпус, чего раньше на гитарах Gibson не было. Гитары этой формы – однозначный выбор, например, Кирка Хэмметта из той же Metallica, а так же многих других профессиональных музыкантов.

Кирк Хэмметт
Кирк Хэмметт

Малоизвестные модели от Gibson

К малоизвестным моделям Gibson следует относить экспериментальные (какими в свое время были Explorer и Flying V) и выпущенные ограниченным тиражом гитары нестандартной формы. Таких моделей очень много, об основных я расскажу в этой статье.

Gibson EDS-1275

Эта модель не является большой редкостью, и производится и по сей день, но в крайне ограниченных количествах. Своей формой она напоминает SG, но при этом имеет два грифа с 6 и 12 струнами соответственно.

Gibson EDS-1275
Gibson EDS-1275

 

Двенадцатиструнный гриф в виду особенностей конструкции SG позволяет получить невероятно насыщенный и яркий звук, поэтому на ней играли такие известные гитаристы как Джимми Пейдж (выпускаются так же его именные модели) и Элвис Пресли.

Gibson M-III

В 1991 году, поддавшись веяниям моды, компания выпускает инструмент, ориентированный на быстрые и мощные риффы и скоростные соло. Этим инструментом стала модель M-III.

Gibson M-III
Gibson M-III

 

Инструмент сделан из красного дерева, однако его гриф сделан из клена, что не характерно для Gibson. Еще одна особенность – прямо с завода гитара оборудована системой тремоло Floyd Rose и имеет 3 звукоснимателя. Голова грифа представляет собой повернутую в другую сторону “клюшку” Explorer’а.

Zakk Wylde Moderne of Doom

В результате тесного сотрудничества легендарного Закка Вайлда с Gibson, на свое появилась Zakk Wylde Moderne of Doom. Выполненная по канонам Вайлда, на ней установлены активные звукосниматели EMG 85 в нековой позиции и EMG 81 в бридже. Как и M-III она с завода оснащена Floyd Rose.

Zakk Wylde Moderne of Doom
Zakk Wylde Moderne of Doom

 

Корпус сделан из красного дерева, гриф из клена, это сочетание материала и необычной формы корпуса позволяет получить “жирный” Вайлдовский звук с насыщенными флажолетами.

Особенности строения гитар фирмы Gibson

Основным отличием гитар Gibson от вечного конкурента Fender является вклеенное крепление грифа, против крепления на болтах у Fender. Оно бывает трех видов:

  • Короткое
  • Традиционное
  • Глубокое

Они различаются глубиной вклейки. В разное время производились гитары с разной глубиной вклейки, но с 2008 года все гитары Gibson получили глубокую вклейку.

gibson

Очень важной особенностью также является наличие угла между корпусом и грифом. Обычно угол между корпусом и грифом составляет 3-5 градусов, а угол между грифом и головой – 17 градусов. Это позволяет расположить бриджевый звукосниматель выше некового и повышает удобство игры, в виду выпуклого топа.
Анкерный болт у гитар Gibson практически всегда располагается под крышечкой на голове грифа из-за его вклеенной конструкции.

Итог

На сегодняшний день Gibson является всемирно известным лидером в производстве гитар, хоть и с несколько консервативными взглядами. Не смотря на это, отличное качество продукции, многолетняя репутация и огромнейший опыт, вкупе с сотрудничеством с самыми известными музыкантами всех времен, позволяет этой компании прочно удерживать свою позицию на гитарном рынке.

Галилео. Гитары Gibson
Галилео. Гитары Gibson

Gibson USA Factory Tour
Gibson USA Factory Tour